Вот совет российским девушкам: "Лучше выйти замуж за высокопоставленного государственного чиновника, чем за олигарха. Деньги те же, а гарантий занятости гораздо больше".
Многочисленные опросы и исследования показывают, что всепроникающая российская коррупция все больше концентрируется наверху. Во что стране обходится премьер-министр Владимир Путин? Снижение рынка ценных бумаг в России на 45 процентов больше, чем в Бразилии, составляя в денежном выражении почти 1 триллион долларов. Риск ведения бизнеса в стране сопоставим с издержками из-за Путина. Он связан с делом "ЮКОСа" и прочими конфискациями, а также с путинским вмешательством в дела частного бизнеса. Например, два года тому назад акции "Мечела" упали в цене наполовину буквально через несколько дней после опрометчивых нападок Путина на главного владельца этой компании.
Мало кто обходится России дороже, чем Путин. Но как это ни удивительно, многие считают, что он в 2012 году вернется на президентский пост. Его претензии на мнимые заслуги в обеспечении высокого экономического роста и стабильности необоснованны. Это не Путин обеспечил в период с 1999 по 2007 год среднегодовые темпы экономического роста в 7 процентов. Он просто выгадал от рыночных реформ президента Бориса Ельцина, которые начали давать свои плоды, когда Путин пришел к власти. Ну и, конечно же, свою роль сыграли высокие цены на нефть. Иллюзорное "экономическое чудо Путина" можно разделить на две части: половину роста обеспечили ельцинские реформы, а другую половину - нефть.
Путин сел за стол, когда он уже был накрыт, и на нем были выставлены всякие яства. Впечатляют успехи российских приватизированных нефтяных компаний, которые благодаря модернизации в период с 1999 по 2004 год увеличили добычу нефти на 50 процентов. Однако в 2004 году начался застой, когда Путин возглавил кампанию по конфискации собственности "ЮКОСа". Госкорпорации прибрали к своим рукам НТВ, "Объединенную машиностроительную компанию", "ВСМПО-АВИСМА", "Сибнефть", "Гута-Банк" и так далее. Половина российской экономики находится в настоящее время в руках государства, однако повышение эффективности обеспечивают только частные компании. Это одна из главных причин, почему спад в экономике страны в 2009 году был больше, чем у любого другого члена "Большой Двадцатки".
Широко распространенная коррупция и неэффективность государственных корпораций душат потенциал роста в России. Большинство специалистов единодушно говорит о том, что без проведения реформ рост в среднесрочной перспективе будет составлять скромные 3,5 процента, причем это будет обеспечиваться за счет улучшения качества человеческого капитала и международной интеграции.
Декларированная стабильность это тоже миф. Страшная вторая чеченская война, которую развязал Путин, не привела к сокращению числа терактов; а в Дагестане и Ингушетии обстановка даже ухудшилась. Репрессии и цензура не равноценны стабильности.
Главное наследие Путина это коррупция и бесконтрольность. Видные обозреватели, такие как Станислав Белковский, Борис Немцов и Владимир Милов, подробно рассказали, как Путин присвоил от 40 до 50 миллиардов долларов государственных средств. Это говорит о том, что он самый большой вор в мировой истории. Поскольку Путин ни разу детально не опроверг эти обвинения, их следует воспринимать вполне серьезно. Кроме того, ни один из его близких соратников, обвиненных в злоупотреблениях с хищением многомиллиардных средств, не предстал перед судом и даже не был отправлен в отставку.
Россия не сможет двигаться вперед, если ее руководители не начнут бороться с коррупцией. Но этого не произойдет, пока Путин находится у власти, потому что он является самым главным покровителем и выгодоприобретателем от коррупции. Вот вам и причина, по которой он все эти годы не делал ничего для борьбы с данным злом. Усиление самовластия не способствует реализации реформ и модернизации, а лишь обеспечивает высокопоставленным чиновникам защиту от судебных преследований за хищения.
Один из примеров цинизма путинского режима – это история с губернатором Калининградской области Георгием Боосом. Он вынудил тысячи жителей своего региона выйти на демонстрации протеста после введения нового транспортного налога, поскольку сам уклонился от уплаты этого налога, зарегистрировав свой новый частный самолет на Каймановых островах. Однако отставка Бооса, которая в итоге все-таки состоялась, внушает определенные надежды.
Россия не обречена вечно оставаться крайне коррумпированной и аномально авторитарной страной. Да и низкие темпы роста для нее – не окончательный приговор. Совершенно очевидная альтернатива это модернизация, о которой беспрестанно говорит президент Дмитрий Медведев. Он проанализировал проблемы страны и сформулировал правильные принципы их устранения, но делается в этом плане очень мало, потому что Путин явно остается главным руководителем в России.
Выступая с программной речью в Красноярске в феврале 2008 года, Медведев сформулировал свою предвыборную программу, состоящую из четырех "и": институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Но ни по одному из этих "и" существенного прогресса не достигнуто.
Второе дело "ЮКОСа" это издевательство над российской системой правосудия. Два бывших министра, Герман Греф и Виктор Христенко, заявили в суде, что бывший глава этой компании Михаил Ходорковский никак не мог украсть у "ЮКОСа" 350 миллионов тонн нефти. Любой нормальный суд после таких свидетельских показаний отклонил бы иск. Пока эти плохие шутки не закончатся, российские суды трудно будет воспринимать всерьез.
Печально то, что Россия не сможет активно заниматься строительством инфраструктуры, пока государству не удастся взять под контроль коррупцию в сфере госзакупок. По большей части проектов государственной инфраструктуры откаты в 50 процентов являются нормой. Приводятся примеры, когда сумма откатов доходила до 90 процентов. По этой причине общая длина дорог с асфальтовым покрытием в стране не увеличивается с 1997 года. А у власти, которая не в состоянии строить дороги, не может быть великого будущего.
В России есть человеческий и финансовый капитал, а также технологии для современной инновационной экономики, однако там отсутствует необходимая свобода предпринимательства и коммуникации. Один известный ведущий бизнесмен из России сказал: "Отличный человеческий капитал не поможет, если для него в стране не будут созданы человеческие условия, чтобы он там оставался".
Норма сбережений, существующая в России, внушает оптимизм. Однако инвестиций не хватает, потому что права частной собственности слишком ограничены. Всемирный банк поставил Россию на 120-е из 183 мест по удобству и простоте ведения бизнеса. А по разрешениям на строительство она заняла 182-е место, наглядно показав, насколько отвратителен там инвестиционный климат. И даже в этих условиях после 2002 года не предпринималось никаких серьезных усилий по отмене государственного регулирования.
Добавим сюда пятое "и" – интернационализацию. Здесь различия между Медведевым и Путиным наиболее значительны. Медведев настойчиво добивается вступления России во Всемирную торговую организацию, а Путин эти усилия упорно срывает. Но без международной интеграции модернизация в России просто невозможна.
Во всех этих отношениях Путин олицетворяет собой то, что в России неправильно. Он не решает проблемы, а главным образом создает их. По сути дела, он действует в большей степени как руководитель "Газпрома", а не как глава исполнительной власти страны. Что характерно, акции "Газпрома" потеряли в цене едва ли не больше всех среди российских компаний. Похоже, что единственное славное достижение Путина – это его телевизионная самореклама с показательными выступлениями в стиле Рэмбо. Но кому нужен Рэмбо в качестве президента? Главный итог путинской деятельности это отсталость страны. Но Россия может жить лучше.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics). Вместе с Сергеем Гуриевым и Эндрю Качинсом (Andrew Kuchins) он написал недавно книгу "Russia after the Global Economic Crisis" (Россия после глобального экономического кризиса).