Сообщение о том, что американский строительный магнат Дональд Трамп намеревается заняться строительством в Тбилиси, внушило многим жителям Грузии надежду, что проблемы с зарубежными инвестициями в страну миновали.
22 сентября Трамп подписал протокол о намерениях с основанной грузинами многонациональной компанией-застройщиком Silk Road Group о строительстве жилого здания в Тбилиси.
В телефонном интервью EurasiaNet.org советник Трампа Майкл Коэн отказался сообщить сумму инвестиций, характер финансирования и размер проектируемого здания. Он, однако, пожелал «лично поздравить» президента Михаила Саакашвили и компанию The Silk Road Group за то, что они остановили свой выбора на Трампе как на деловом партнере. «Если Майкл Джексон – это король поп-музыки, то Дональд Трамп – король в мире недвижимости», – сказал Майкл Коэн, являющийся исполнительным вице-президентом Trump Organization.
На первый взгляд Тбилиси – город с населением в 1,1 миллиона человек – может показаться неожиданным выбором для «короля недвижимости» по сравнению с Нью-Йорком и Лас-Вегасом. Бум, наблюдавшийся в городе в сфере недвижимости в последнее время, пошел на спад, а доход на душу населения в Грузии, составляющий 4400 долларов в год – самый низкий в странах Закавказья – сильно не дотягивает до дохода типичных клиентов Дональда Трампа.
Коэн же, однако, утверждает, что «в Грузии, как и в любой другой демократической стране, есть люди, которые понимают, что статус важнее». К такому выводу заставили прийти интервью с отдельными людьми и специальные исследования, добавил он. Данное предприятие станет для Трампа первым опытом работы на территории бывшего СССР, известной своей ожесточенной конкуренцией, запутанным налоговым законодательством и слабой правовой защитой собственника.
Саакашвили прилагал активные усилия, чтобы эта сделка состоялась. Дважды на подготовительном этапе он посещал Трампа в его нью-йоркской штаб-квартире. Действия президента вполне можно понять, учитывая последние события в Грузии. За последние два года прямые зарубежные инвестиции в страну серьезно сократились: в 2009 году этот показатель снизился почти на 58 процентов, а в текущем году общий объем зарубежных инвестиций – 272 миллионов долларов – на 6 процентов ниже прошлогоднего. Данный факт связывают с мировым финансовым кризисом, разразившимся в конце 2008 года, а также со злополучной августовской войной 2008 года с Россией.
Грузия в целом удостоилась похвалы за свои попытки отделить себя от остальных постсоветских государств, в рамках которых Тбилиси предпринял ряд шагов по созданию благоприятного климата для зарубежных инвесторов. Так, например, в отчете Всемирного банка о ведении бизнеса Doing Business Грузия заняла 11 место среди стран мира за свой деловой климат. Это самый высокий показатель среди всех бывших советских республик.
Испытывая чувство глубокого удовлетворения от сделки с Трампом, грузинские власти развивают свою инициативу, направленную на стимулирование инвестиций в туристический сектор. В частности, правительство предлагает застройщикам 27 участков на 11,3 гектара неосвоенных государственных земель на черноморском побережье по цене в 1 доллар за участок. В рамках данной программы, курируемой Автономной Республикой Аджария, инвесторы, желающие вложить минимум два млн. лари (порядка 1,1 миллиона долларов) в прибрежную зону отелей, смогут претендовать на целый комплекс льгот, включая бесплатные коммунальные услуги и освобождение от налогов с оборота и на прибыль сроком на 15 лет.
Чтобы получить подобное освобождение от налогов, строительство отелей, которые не должны превышать семи этажей, необходимо завершить к 1 августа 2011 года.
Объявляя 11 сентября об этой программе, президент Саакашвили пообещал инвесторам возможность «удвоить и утроить свои средства».
«В банках и под подушкой деньги не растут», – сказал Саакашвили в ходе транслировавшейся по телевидению поездки в город Кобулети – перспективную гостиничную зону в Аджарии. По данным электронного путеводителя по недвижимости Makler.ge, рыночная стоимость на аналогичную недвижимость варьируется от 60 до 300 долларов за кв.м.
По словам высокопоставленного чиновника министерства экономики и финансов Аджарии Тенгиза Доидзе, государство готово отказаться от получения налогов с оборота в надежде привлечь инвесторов, которые создадут новые рабочие места. «В долгосрочной перспективе это принесет массу инвестиций и налоговых сборов», – прогнозирует он.
Предполагаемая территория расположена в сосновом лесу в нескольких метрах от Черного моря в 25 километрах от Батуми – центра задуманного Саакашвили проекта застройки черноморского побережья. В ходе строительства нельзя будет рубить деревья, но это требование явно не расстраивает заинтересованных инвесторов.
По словам руководителя Инвестиционного агентства Грузии Ираклия Маткавы, объявленные правительством планы вызвали немало шума. В адрес его ведомства уже поступило 10 заявок: девять от грузинских инвесторов и одна от армянского инвестора из Еревана.
Кобулети – небольшой городок с населением 18 566 жителей, расположенный на трассе Тбилиси-Батуми, является традиционным местом притяжения для местных жителей, а крупные инвесторы больше тяготеют к Батуми. На побережье протяженностью в полтора километра теснятся семейные отели и кафе, а в двухмесячный период отпусков дороги забиты машинами.
На взгляд одного тбилисского независимого консультанта по вопросам инвестиций, месторасположение Кобулети может добавить привлекательности задуманному проекту, поскольку предоставляет инвесторам шанс поучаствовать в батумском буме в сфере недвижимости и вместе с тем избежать связанных с проникновением на рынок препятствий в виде цен на собственность и налогов. «В Батуми поступает столько инвестиций, он развивается в настоящую метрополию как грузинский Атлантик-Сити», – отмечает Стефани Комса.
Стефани Комса, изучавшая гостиничный и туристический сектор Грузии во время работы в частном инвестиционном фонде, предостерегает, что поддержка правительства в адрес проекта в Кобулети сама по себе не обеспечивает успех. Открытие 27 новых отелей на такой маленькой территории, где туристический сезон длится всего два месяца в году, сопряжено с определенными рисками. «Я бы не стала говорить: "Ну, это инициатива правительства, так что давайте ее реализовывать". Какой-то анализ все-таки нужно провести», как и для любого другого инвестиционного проекта в сфере недвижимости, подчеркивает она.