Сегодня днем мне позвонил Первый Балтийский канал и попросил прокомментировать отставку мэра Москвы Юрия Лужкова. Один из вопросов касался и того, как уход Лужкова может сказаться на отношениях Москвы и Таллина. Ну, что ответить на этот вопрос - отношения между городами и государствами не строят на личных отношениях. Но даже если бы это и было так, то они долго не продержатся.
Если же более серьезно, то увольнение городского головы Москвы с большим стажем в связи с «утратой доверия» является отчетливым свидетельством противоречий между Лужковым и верхушкой власти в России. Очевидно, Лужков до конца верил в то, что сможет спасти свою шкуру за счет своего влияния, но ошибся. Что на самом деле до этого довело, знают, очевидно, немногие. Но поскольку речь идет об одном из наиболее ярких лидеров российского региона и поскольку это затрагивает гораздо больше, чем только будущее Москвы, то позвольте некоторые мнения.
Во-первых, нужно иметь в виду, что Лужков уже четвертый влиятельный региональный лидер, отправленный Кремлем в отставку. Так как после трагедии в школе Беслана в 2004 году были отменены выборы лидеров региона народом, то вся полнота власти по кадровым решениям ложится на президента. Тем самым, Лужков уже некоторое время был не политиком, а влиятельным высокопоставленным чиновником.
Итак, как известно, в нынешнем году утратили свои сладкие и привычные служебные места президент Татарстана Минтимир Шаймиев, президент Башкортостана Муртаза Рахимов и президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов. Все они, как и Лужков, занимали свои посты с начала 1990-х годов.
Я бы не осмелился предположить, что это лишь одно звено, но в то же время ясно, что Кремль решительно взялся за чистку кадров среди региональных лидеров. При этом я не согласен с теми, кто видит здесь противоречия между премьер-министром Путным и президентом Медведевым. Тандем работает вместе, и это решение, во всяком случае, по имеющимся у меня сведениям, было согласовано между ними.
Почему все же это было сделано, да причем еще и столь мощно? В случае с Москвой в игре сразу несколько важных факторов. Во-первых, полный контроль над Москвой и рядом других чувствительных регионов имеет жизненно важное значение для Путина и Медведева, чтобы избежать сюрпризов на президентских выборах 2012 года или во время розыгрыша властного пасьянса.
Москва, разумеется, самый богатый регион России, где сосредоточено четыре пятых всех денежных потоков государства. Кроме того, через Лужкова строительная фирма его жены связана с сооружением олимпийских объектов в Сочи, где строительство критически отстает от своих графиков.
Нужно иметь в виду, что действующая в Москве организованная преступность контролирует миллиарды теневых долларов, которые до сих пор находятся вне поля зрения Кремля. Время покажет, приведет ли это за собой сведение крупных счетов в преступном мире.
Вполне очевидно, что уход Лужкова может привести к серьезному переделу собственности в Москве. Не имеет прямого значения, станет мэром Сергей Собянин из ближайшего окружения Путина или кто-то еще. Важно, что петербургский клан наконец-то вошел в контролирующую верхушку столицы и исполнил тем самым свою давнюю мечту.
Но вернемся назад, к началу этой истории. До сих пор городское правительство Москвы было одним из тех административных подразделений, через которые Россия пыталась влиять на отношения с соседями, в том числе с государствами Балтии. Лужков сам обрел известность многими шовинистическими заявлениями, причем совсем недавно во время визита в Ригу он говорил о неизбежности русского языка как государственного языка в Латвии. В то же время очень непредусмотрительно считать, что уход Лужкова может принципиально изменить позицию администрации Москвы в отношении, например, Эстонии или Латвии. Но поживем-посмотрим.
Марко Михельсон, председатель комиссии по делам ЕС парламента Эстонии
Перевод: Хейно Сарап