С прошлого года российский президент Дмитрий Медведев реализует амбициозную стратегию модернизации, которая способна преобразовать Россию и улучшить ее напряженные отношения с Западом.
В сентябре 2009 года Медведев опубликовал знаковую программную статью "Россия, вперед!", в которой изложил свои масштабные планы по модернизации российской экономики и общества. В своих ключевых выступлениях в июле 2010 года, а также на Мировом политическом форуме в Ярославле, состоявшемся десять дней тому назад, он увязал модернизацию с российской политической системой и с внешней политикой. Все это время он неизменно повторяет одно и то же: модернизация и демократия взаимосвязаны и взаимно укрепляют друг друга. Заявляя, что демократия в России есть, президент Медведев в то же время признает, что российская демократическая система "молодая, незрелая, неполная и неопытная", и что страна в этом плане должна учиться на успехах и ошибках других государств.
В связи с этим он намечает чисто российский путь движения к цели, который отличается от основных стратегий развития, существующих на Западе и в Китае. Запад рассматривает демократию как предварительное и непременное условие для подлинной экономической модернизации и прочного благосостояния, о чем на форуме в Ярославле говорил советник президента Обамы Майкл Макфол (Michael McFaul). Китай же с 1979 года считает устойчивое экономическое развитие лучшим средством для демократизации государства. Но российский президент убежден, что Запад и Китай сделали неправильный выбор. Как экономическая модернизация требует наличия демократических институтов и способствует их развитию, так и политическая модернизация не может быть прочной без устойчивого экономического роста.
Либеральные критики Медведева, как российские, так и зарубежные, отвергают его модернизационную стратегию, называя ее не более чем декорацией, за которой он прячет свое твердое намерение сохранить правящий режим во главе с премьер-министром Владимиром Путиным. Модернизация по-медведевски, утверждают критики, имеет слишком узкую направленность и сосредоточена на технологиях. По их мнению, она не будет работать без всеохватывающей политической либерализации и правовой реформы, которым обязательно будут препятствовать Путин и фракция силовиков (в основном это бывшие сотрудники спецслужб), занимающая господствующие позиции в российской власти и государственных корпорациях. Указывая на многочисленные опросы населения, либеральные комментаторы обвиняют президента в игнорировании требований народа о проведении системной модернизации, которая может дать новый общественный договор.
Зерно правды в их заявлениях присутствует, но они не видят более важные аргументы. Придя к власти, Медведев сформировал переходную концепцию российской внутренней и внешней политики. Продолжающийся экономический кризис и последствия войны с Грузией убедили президента, что прежние традиционные подходы и меры устарели и не соответствуют российским и глобальным интересам. Основываясь на критике существующего положения вещей, Медведев начал прочерчивать альтернативный путь движения, идущий в обход как либеральной, так и консервативной идеологии. Предлагаемый им "третий путь" это шаг в сторону совмещения государственных и рыночных подходов: содействие развитию организаций, посреднических институтов, малых и средних предприятий, а также регионов вместо исключительного расчета на отдельных граждан и исполнительную ветвь власти.
Короче говоря, Медведев стремится преодолеть советское наследие индивидуализма и раздробленности и государственного коллективизма – когда структуры тоталитарного государства подрывали общественные узы взаимного доверия и сотрудничества. При нехватке человеческого и социального капитала в России невозможна ни модернизация, ни демократизация.
Более того, модернизационный проект Медведева ни в коей мере не ограничивается национальными вопросами. В плане роли России в мире президент в своей стратегии предлагает сделать упор на укреплении связей со странами и организациями, которые предлагают взаимовыгодное сотрудничество – начиная с экспорта основных ресурсов в обмен на технологии и инвестиции. Что самое главное, Медведев рассчитывает на США и другие страны-члены Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в своих планах укрепления двусторонних отношений. Точно так же, он стремится к включению страны в многосторонние институты, такие как ВТО, и рассчитывает на "модернизационное партнерство" с Евросоюзом. Создание инновационного центра в подмосковном Сколково это первый показатель того, что президент относится к делу серьезно. Пока что эта Кремниевая долина по-русски больше напоминает шоу, нежели реальное предприятие. Но она показывает, что Кремль твердо решил объединить усилия государства, промышленности, финансового сектора и научно-исследовательской базы вузов, чтобы сформировать промышленную политику, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности России в мировой экономике.
Наряду с усилиями по улучшению отношений с Западом Медведев стремится налаживать связи с развивающимися рынками в рамках новых надрегиональных ассоциаций, таких как Евразийское экономическое сообщество и группа стран БРИК. Это является отражением многовекторности внешней политики России, что создает более благоприятные возможности для формирования международной системы. Именно такая многовекторная политика лежит в основе медведевского проекта демократической модернизации, обновления общества, новой евроатлантической системы безопасности от Ванкувера до Владивостока и реформ глобального управления (включая финансовую реформу в рамках Большой 20).
Все эти моменты президент изложил в своем важном внешнеполитическом обращении 12 июля 2010 года, заявив, что глобальный экономический кризис вызвал "смену парадигмы международных связей, [которая] даёт нам уникальный шанс с максимальным КПД использовать внешнеполитический инструментарий для целей модернизации нашей страны". Главным моментом в этой общей концепции является довод о том, что ни отдельная личность, ни государство не могут осуществлять свои полномочия и применять власть без определенной формы взаимодействия или ассоциации с остальными людьми внутри страны и в других регионах.
Конечно, все это может закончиться ничем или чем-то очень малозначительным. Многие представители правящей политической и экономической элиты больше заинтересованы в сохранении собственной власти и богатства, нежели в изменении страны и мира. Но в то же время, происходят некоторые политические события, демонстрирующие, что перемены все же идут. Во-первых, Медведев со своей модернизационной стратегией уже изменил условия дебатов внутри страны, а также между Россией и другими государствами. Нельзя также полностью игнорировать его действия, называя их пустыми словами, лишенными всякого содержания. Напротив, для подлинных преобразований нужны мощные идеи. Экономист Джон Мэйнард Кейнс (John Maynard Keynes) был прав, когда сказал, что "власть влиятельных деловых кругов слишком преувеличивается в сравнении с постепенным наступлением идей. Идеи […], как правильные, так и ошибочные, сильнее, чем нам кажется. На самом деле, именно они в основном правят миром".
Во-вторых, наряду с широко разрекламированными проектами технологических инноваций и реформами по диверсификации российской экономики с целью ликвидации ее сырьевой зависимости, президент Медведев также модернизирует различные аспекты политической и судебной системы. Он проводит реформы местных выборов, в массовом порядке увольняет руководителей низшего и среднего звена, реализует амбициозные планы капитальной перестройки системы образования и здравоохранения, а также меняет засидевшихся на своих местах губернаторов. Но поскольку он пока не возродил систему выборов региональных руководителей и не создал конкурентную многопартийную среду, все это системными преобразованиями назвать нельзя.
Но его отличия от бывшего президента и нынешнего премьер-министра Владимира Путина разительны. Например, Медведев осудил неосоветский культ личности, связанный с именем Сталина, а также отказался от мощного государственного регулирования Интернета, где проходят живые и активные политические дебаты. Действительность меняют не только идеи, но и символические жесты. Проявление искреннего стремления к примирению с Польшей после авиакатастрофы, в которой погиб бывший польский президент, подчеркивает приверженность Медведева отношениям со взглядом в будущее, а не реакционной ностальгии.
В-третьих, президент Обама вряд ли смог бы начать свою "перезагрузку", не прояви президент Медведев стремление к сотрудничеству и взаимодействию в рамках проекта модернизации. Новый договор СНВ о сокращении ядерных вооружений это лишь начало масштабной программы по налаживанию стратегических взаимоотношений в целом ряде областей, таких как оборонная политика и торговля. Оттепель в американо-российских отношениях уже привела к началу более позитивного диалога в рамках Совета Россия-НАТО, и она помогает укреплению взаимного доверия, которое само по себе способно предотвратить будущие конфликты.
В России по-прежнему процветает коррупция, нарушаются права человека, там существует неопределенность с правами собственности, а также отсутствует политическая конкуренция. Тем не менее, проект демократической модернизации президента Медведева предлагает стратегию постепенного политического и экономического обновления, пусть и несколько ограниченного. На сегодня это главная надежда России на создание действующей демократии и рыночной экономики.