Китай и Россия скрепили печатями свое новое энергетическое партнерство. Оно включает в себя долгосрочные поставки нефти и природного газа, а также строительство атомных электростанций. Китай хочет, думая о защите климата, в течение следующих десяти лет покрывать около десяти процентов своих энергетических потребностей за счет природного газа для того, чтобы стать менее зависимым от использования угля.
Это новое энергетическое партнерство должно вызвать обеспокоенность в Европе и в Германии. Так как оно будет в долгосрочной перспективе оказывать влияние на наши энергетические интересы. Оно представляет собой основополагающий стратегический поворот нашего российского соседа.
Россия до последнего времени с дистанции и с определенным подозрением наблюдала за стремительным экономическим взлетом Китая. Теперь, судя по всему, ситуация изменилась. Может быть, нам все это безразлично? Многие, в том числе и очень авторитетные политики все равно считают Россию ненадежным партнером и поэтому хотят уменьшить зависимость от нее. Падающие из-за кризиса цены на газ, разработка новых видов месторождений газа (так называемого шельфового и сланцевого газа), а также надежда на строительство таких новых газопроводов как Nabucco порождают веру в то, что партнерство с Россией больше не является таким важным.
До сих пор все российские трубопроводы имели одно направление – на Запад. Это существующая вот уже более 30 лет комфортная ситуация, омрачаемая лишь спорами между Россией и такими транзитными странами как Украина и Белоруссия, убаюкала нас до состояния опасной уверенности.
Конечно, рынок природного газа становится более разнообразным, особенно из-за активного использования сжиженного газа, для транспортировки которого не нужны трубопроводы. Тем самым для Германии и Европы становятся интересными новые добывающие страны, которые раньше не были охвачены системой трубопроводов. Однако кратковременный избыток предложения природного газа на рынке в последние два года и значительное снижение цены на него не должны восприниматься как ситуация, которая будет существовать долго. Оживление мировой экономики вновь приведет к резкому увеличению потребления энергии. Большие надежды на новые месторождения газа могут быстро оказаться необоснованными, если связанное с ними негативное воздействие на окружающую среду более глубоко проникнет в общественное сознание. И дальнейшие усилия по защите климата будут делать природный газ более привлекательным, поскольку среди ископаемых энергоносителей у него самый низкий выброс CO2. Поэтому среди других традиционных источников природный газ будет в будущем наиболее востребованным ископаемым энергоносителем.
Что касается немецко-европейских отношений с Россией, то здесь один вопрос представляется весьма интригующим: чем объясняется изменение в позиции Москвы? Китай ввиду своей экономической мощи и своей огромного энергетического голода представляет собой интересный рынок сбыта. Фактом является также и то, что в России постоянное недовольство и критика со стороны немцев и европейцев относительно ее ненадежности как поставщика наталкивается на непонимание. Россия больше не хочет мириться с этим негативным отношением.
Германия и Европа полагают, что они при помощи таких проектов как Nabucco смогут добиться большей независимости от России. Эту ситуацию точно определяет одно известное выражение из газовой сферы: у любого трубопровода есть два конца. В один конец должен подаваться природный газ, чтобы на другом конце его получить. Пока оператору консорциума Nabucco не удалось заключить договоры относительно закачки природного газа в трубопровод. Специалисты в этой области исходят из того, что без России это и не получится. Если посмотреть на карту, то это становится особенно понятным. Каспийское море простерлось как стена между такими потенциальными поставщиками как Туркменистан и Казахстан с одной стороны и трубопроводом Nabucco с другой. Для строительства трубопровода через Каспийское море необходимо согласие России, которое как прикаспийское государство имеет право голоса при решении такого рода вопросов. К северу от Каспийского моря находится Россия, а к югу – Иран, который только исходя из политических оснований не может быть потенциальным партнером. Оперы редко становятся реальностью – так довольно иронично прокомментировал эту ситуацию один высокопоставленный российский политик.
Россия сильно заинтересована в дальнейшем расширении и усилении сотрудничества в рамках немецко-российского модернизационного партнерства. В России интерес с немецким технологиям всегда был очень высок. Но Россия хотела бы, чтобы ее признали тем, чем она в течение многих десятилетий и является – надежным партнером.
Россия, став стратегическим партнером Китая, открывает для себя новый рынки для того, чтобы стать менее зависимой от Европы. Пока еще это не означает, что мы должны потерять из-за этого покой и сон. Но нам следует задуматься над тем, как мы в будущем будем выстраивать свои отношения с Россией.