А что было бы, давайте представим, если бы завтра утром исчезла коррупция? Навсегда. Больше бы никто и никогда не давал взяток, не передавал конверты, не приносил сумку, не делал подарки, не подмазывал, не платил мзду, не выражал благодарность.
Да, идея «сделать так, чтобы что-то исчезло навсегда», не нова. Пару лет назад она пришла в голову американцу Алану Вайсману (Alan Weisman). В своем бестселлере «Мир без нас» он взялся за главное – сделал так, что исчезли люди. И научно описал, как в таком случае изменится планета. Это произошло бы быстрее, чем мы могли бы подумать. Через пару сотен лет найти следы человечества было бы уже совсем не просто.
В «мире без взяток» перемены были бы не менее драматичными.
В первый день вы бы ничего не заметили, в первый месяц тоже. Зато уже через год кое-чего точно стало бы удивительно много - общественных денег.
Сколько их до сих пор из-за нечестных и слишком дорогих заказов тратится зря, можно только гадать. Только в Чехии это десятки миллиардов в год, говорят эксперты по проблемам коррупции.
Уже через год после исчезновения взяток чехи бы, не моргнув глазом, смогли бы содержать Международную космическую станцию.
Но необязательно брать так высоко. Идет «первый год». С дорог исчезли ямы. Тротуары лучше подметены. Парки ухоженнее. Школьники получили больше компьютеров и модных интерактивных досок. В клубах для молодежи стало больше всего, там стало интереснее, стал лучше и уход в домах престарелых. И это только начало. Переместимся в «десятый год».
Магистрали уже идут туда, куда они должны вести. На дороги не только хватило денег в бюджете, но и построили их на удивление дешево. И хорошо. В жару на трассах больше не появляются полуметровые вздутия.
Чехия уже удачнее конкурирует с экономиками других стран. Ведь раньше мешала именно коррупция. Теперь пришли инвесторы, которые до сих пор просто боялись лезть в местные джунгли. Дела идут хорошо у тех компаний, которые работают честно, а не у тех, кто умеет жульничать и выкручиваться. Это сказывается на средней зарплате. И на прибыли солидных предпринимателей.
Но основные перемены происходят не в кошельках. Они в головах. Через десять лет без взяток выровнялись плечи чиновников. И полицейских. И политиков.
И если вы все же «берете» и вы не совсем премьер, вы вряд ли разбогатеете так, чтобы потом до конца жизни можно будет ничего не делать. Скорее всего, вы просто вместо Škoda Fabia купите Škoda Octavia, а вместо обычного бассейна у вас будет бассейн со встречным течением. Зато у вас глубоко в сознании засядет мысль о том, что вы вообще-то негодяй. Это факт, описанный психологией. А если вы не берете взяток? Вам не повезло, потому что все думают, что вы тоже позволяете себе лишнее.
В мире без коррупции тот, кто занимается общественными вопросами, к своему удивлению заметит, что люди начали ему верить. И появляется еще одна вещь, которая слаще денег. Престиж.
И демократия просто-напросто начинает функционировать так, как она должна функционировать.
А что должно произойти, чтобы эта утопия стала реальностью? В культуре, где взятки так же естественны, как и пиво? Все очевидно.
Вернемся к идее Алана Вайсмана.
Чтобы исчезли взятки, скорее всего, должны исчезнуть и люди.