Говорить о латышах беспристрастно трудно. Возможно, это неким образом медвежья услуга Карла Роберта Якобсона (видный эстонский политический и общественный деятель периода возрождения национального самосознания, публицист, писатель и педагог - прим. перев.), чей латофобный дух текстов времен пробуждения проник в наши национальные спирали ДНК. Наши интеллектуалы борются с его наследием, превознося Латвию и латышей подчеркнуто хвалебными статьями: у них такой, как надо, памятник Свободе, административная реформа у латышей (в отличие от нас) реализована, Рижский аэропорт уверенно превращен в воздушные ворота Балтии… Конечно, есть у латышей и предостерегающие явления, как, например, полный провал оборонительной мощи после перехода на платную армию или растранжиривание средств во времена экономического бума, тяжелые последствия чего южные соседи ощущают в настоящее время. Причем так сурово, что в программе правящего союза Par Labu Latviju (За лучшую Латвию) употребляется даже термин «финансовая оккупация». На этот раз в оккупантах числятся не крестоносцы или красные войска, а Международный валютный фонд, в борьбе с которым некоторые политики хотят на выборах 2 октября снискать поддержку народа.
В рамках соревнований Эстония-Латвия мы неизбежно доходим до базовых текстов или до народного эпоса. Среди интеллигенции в свое время много шума наделало эссе ученого-литератора и семиотика Сергей Крукса, в котором эстонский Калевипоэг сравнивается с латвийским Лачплесисом (Разрывающий медведя - герой эпоса, олицетворяющий величие и героизм народа. Иногда его называют Лачаусисом из-за медвежьих ушей, таинственного источника сверхъестественной силы – прим. перев.) Симпатии Крукса целиком на стороне Калевипоэга , который ничего не добивается задаром, а только неустанной и осознанной деятельностью. Зато латвийский герой равнодушно относится к долгу перед обществом, заботится лишь о сохранении своего социального статуса. Латвийский герой родился героем по воле богов. Эстонский силач, чтобы стать таким, был вынужден соревноваться в бросании камней и в прочих силовых номерах. Крукс утверждает, что латвийский народный герой не годится в пример для подражания, личностные качества Лачплесиса указывают на недостатки в менталитете латвийского народа.
Применяя отечественные аналоги, Крукс у южных соседей «красный профессор». Весной Крукс дал интервью агентству новостей БНС, в котором утверждал, что Латвия - не музей на открытом воздухе, единственной целью которого является сохранение национальной одежды и традиций. Очевидно, это можно рассматривать как призыв к отказу от сути национального государства. Латвийское государственное ведомство, аналогичное нашей Языковой инспекции, сдало ученого полиции безопасности и Крукс должен был отправиться на беседу в латвийское КАПО (полиция безопасности в Эстонии – прим. перев.) Он не первый ученый, которым спецслужбы были вынуждены заниматься в связи с материалами в СМИ. Такая же судьба постигла преподавателя Вентспилского колледжа, который предостерег на страницах опубликованного отчета о заседании «круглого стола», что люди не должны доверять банкам Латвии и латвийской денежной единице лату. Дмитрийс Смироновс за распространение подобных мыслей был вынужден целых два дня отчитываться в застенках латвийского КАПО.
В субботу в Латвии избирают новый состав парламента. В него стремятся попасть аж целых тринадцать партий и избирательных союзов. Некоторые из них – это союзы по образцу лебедя, рака и щуки, сколоченные только для того, чтобы поистертым и прострелянным политикам предоставить еще один шанс остаться у власти.
Эстонских читателей, очевидно, больше волнует вопрос, смогут ли и как смогут пробиться к власти в Латвии тамошние русские. Из-за южной границы приходят тревожные новости, сравнимые с артиллерийской стрельбой бывшего Ландесвера – а именно, по итогам прошлогодних местных выборов мэром Риги стал этнический русский Нил Ушаков. Он же представлен на парламентских выборах 2 октября уже как кандидат в премьер-министры.
34-летний Ушаков является чудом интеграции (в рамках соревнований Эстония – Латвия нужно сказать, что 19-летний эстонский русский Сергей Метлев (учащийся таллиннской гимназии, выступивший публично с критикой посла РФ за его негативное отношение к Языковой инспекции Эстонии и прозванный в русской общине Павликом Морозовым - прим. перев.) - явление на градус крепче, дайте ему только время). Ушаков учился экономике в университетах Латвии и Дании, наряду с родным языком свободно говорит на латвийском и английском языках, сделал блестящую карьеру в СМИ как на латвийском, так и на русском языках. В 2005 года он возглавил союз партий «Центр согласия», в амбиции которого входит представление интересов всех жителей Латвии, вне зависимости от национальности. Феномен Ушакова является позитивным примером. Он показывает альтернативу прежней «модели бизнеса» латвийских русских – быть жертвой, страдающей от фашистской диктатуры. Он олицетворяет солнечного мальчика, который проникает сквозь общество Латвии, как нож сквозь масло.
Конечно, Ушаков не способен одинаково черпать силу как из русских, так и латвийских корней. Большинство членов парламентской фракции «Центра согласия» все-таки русскоязычные люди. У Ушакова к тому же слишком хорошие отношения с посольством России. И вообще… У Ушакова есть русскоговорящие конкуренты из партии под названием «За ПЧЕЛ». При чтении эта аббревиатура напоминает «за пчел», но на деле это означает «За права человека в единой Латвии».
Они ведут себя так же как у нас Дмитрий Кленский (русскоговорящий политик Эстонии, воспринимаемый в обществе как радикал – прим. перев.). Символика партии «пчел» строится на мотивах Георгиевой ленточки.
Интрига заключается в том, что партии Ушакова в русскоязычных СМИ Латвии уделяется больше внимания и времени, чем «пчелам».
Как исключение – дело в том, что у латышей есть общественно-правовые русскоязычные медийные каналы и там к обеим партиям относятся одинаково беспристрастно. Но в так называемых настоящих русских СМИ, в том числе дирижируемых из Москвы, склоняются на сторону Ушакова. Делая ставку на формулу московской мохнатой лапы, можно сделать вывод, что Москва делает ставку на феномен наподобие Нила Ушакова.
+++
У латвийских националистов это вызывает головную боль. Лачплесис убивает медведей, но в то же время у него самого медвежьи уши. А это животное сами знаете символ какой нации.
Перевод: Хейно Сарап