14 сентября Дмитрий Медведев отпраздновал 45-летие. По заведенному обычаю министры, мэры и руководители госучреждений направили ему свои поздравления. Лишь один из них, директор Большого тетра Анатолий Иксанов удостоился чести быть напечатанным в прессе. Большой театр, как и музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге, напрямую зависит от государства. «Сейчас в Думе рассматривается законопроект о передаче непосредственного контроля за руководством Большого театра в руки президента», - объясняет Анатолий Иксанов, который, по-видимому, ждет от грядущих перемен очень многого. В поздравлении руководитель Большого (он, кстати, сам родом из Санкт-Петербурга, как Путин и Медведев) поблагодарил главу государства за то, что тот взял на себя обязательство вновь открыть театр, на дверях которого уже пять лет висит замок.
С реконструкцией стоящего у Красной площади театра связана настоящая детективная история. Работа стартовала в сентябре 2004 года и должна была завершиться еще к январю 2008 года, затем срок окончания был перенесен на 2009-й год. Как бы ни так! Строительство накрыла с головой целая лавина неприятных сюрпризов: проблемное состояние самого здания, сложности с договорами, коррупция и медлительность администрации. Около четырех десятков проектов сменяли друг друга без каких-либо шансов на успех. Решив разрубить этот гордиев узел, Дмитрий Медведев отобрал в мае 2009 года шефство над реконструкцией у министерства культуры и взял ситуацию под личный контроль. Он обещает, что театр откроется в 2011 году балетом «Спящая красавица» (Владимир Путин просто обожает балет) и оперой «Руслан и Людмила» в постановке возмутителя московской сцены Чернякова (он ставил «Дона Жуана» на последнем фестивале Экс-ан-Прованс).
Вплотную занявшись судьбой Большого театра, Медведев собрал специальный комитет, куда вошли основные министры правительства и мэр Москвы. Имя преемника Лужкова, смещенного со своего поста из-за «утраты доверия президента РФ», до сих пор неизвестно. Глава государства также обратился к нефтяному магнату и меценату Зиявудину Магомедову с просьбой взять на себя заботу о строительстве посредством своей компании «Сумма». Кроме того, ему, по-видимому, придется и выплатить часть необходимых средств. «С июля 2009 года и до открытия в 2011 году на реконструкцию уйдет 9 миллиардов рублей. При этом подсчитать, сколько было потрачено в период с 2004 по 2009 год, абсолютно невозможно», - говорит директор «Суммы» Михаил Сидоров.
С того судьбоносного момента на стройке круглые сутки работает около 3000 человек, причем 1000 из них - профессиональные реставраторы, которые восстанавливают декор по методике 1854 года. «Ориентиром для нас служит реконструкция театра под руководством Альберта Кавоса после пожара 1853 года», - рассказывает Анатолий Иксанов. «Так, в занавес вплетено такое же число позолоченных ниток, у него такая же ширина и ровно столько складок. Тем не менее, мы заменили советскую символику (серп, молот и аббревиатуру СССР) на российскую: двуглавого орла и надпись Россия», - продолжает он. Кроме того, театр будет соответствовать всем техническим и акустическим нормам опер XXI века благодаря содействию немецких специалистов из Bosch Rexroth и Muller-BBM.
Большой театр станет еще больше: площадь увеличится с 30 366 м² до 42 454 м². Под сценой, на уровне шестиэтажного дома под землей будут по очереди подниматься и опускаться два дополнительных помоста. Первый из них, с уклоном и мягкой поверхностью, предназначен для танца, а второй - для музыки. Он достаточно прочен, чтобы выдержать вес декораций, а его поверхность плоская, что позволяет свободно их перемещать. Внизу также обустраивается концертный зал на триста мест. Этот подземный красавец представляет собой результат огромных усилий и непростых технических решений: самый большой театр России - настоящий колосс на глиняных ногах, его фундамент не может похвастаться хорошей устойчивостью. Кавос построил его на подземной реке Неглинной. Чтобы извлечь пользу из высокой влажности, архитектор использовал при строительстве дубовые бревна: в воде дуб становится прочным как железо.
Однако в 1890 году городские власти решили пустить Неглинную в канализацию. Подвал здания высох и стал крошиться, а дубовые конструкции пришли в негодность. "С 1895 года конструкции начали рушиться, а здание постепенно теряло устойчивость", напоминает Михаил Сидоров. "Так началась долгая история реконструкции Большого театра". С тех пор каждые пять-десять лет строители укрепляли фундамент, чтобы попытаться спасти театр, который во времена перестройки ЮНЕСКО объявило находящимся на грани гибели. Увы, в стенах фойе и залов на пяти этажах образовались 30-сантиметровые разломы. И чтобы заделать их пришлось пожертвовать немалой частью настенной живописи.
Значит, для капитальной перестройки фундамента нужно закрыть театр. Но как это сделать? «Музыканты оркестра, хор, певцы и танцоры - в Большом работают 850 артистов», - говорит Анатолий Иксанов. - Когда они не выступают, то начинают бунтовать». В 2000 году Путин принял окончательное решение. В двух шагах от Большого, в бывшем театре оперетты ударными темпами был построен новый зал на 800 мест. Ведь ни один из символов власти не должен слишком далеко отдаляться от Кремля. В 2005 году, в самом начале реконструкции под театром (в 16-25 метрах под землей) было установлено 7000 вертикальных металлических опор, чтобы приподнять здание, убрать развалившийся цоколь, построить новые стены и решетки для заливки нового фундамента. Вмешательство Дмитрия Медведева должно позволить, наконец, довести эту подвальную эпопею до логического завершения.
На поверхности реконструкция затрагивает декор и акустику. Хотя Кавос и не скупился на мраморных купидонов, античные колонны и византийские барельефы, строительство театра велось ускоренными темпами (за полтора года), чтобы успеть к коронации Александра II. Советская эра не пощадила элегантных украшений. Ленин охотно бы вообще снес Большой как символ буржуазного искусства, однако размер театра стал его спасением: в Москве невозможно было найти большего зала для проведения политических собраний большевиков. Члены компартии собирались здесь до появления Дворца съездов, отвратительной бородавки на лице Кремля, приказ о строительстве которого отдал Хрущев в 1959 году. Как ни парадоксально, но именно в Большом театре нашли прибежище тридцать крупнейших колоколов московских церквей, которые советская власть обрекла на молчание.
Хрупкое убранство
В отличие от Ленина Сталин просто обожал Большой. Сюда он сначала привел, а потом запретил Шостаковича и Прокофьева, а также построил до сих пор работающую поликлинику и служебное жилье для артистов. Вождь часто следил за представлениями из своей маленькой бронированной ложи. Тем не менее, начатые с 30-х годов работы по модернизации здания проводили без соблюдения норм акустики. При электрификации, аэрации, установке новых сидений и просто укреплении несущих конструкций использовали кирпичи и бетон, тогда как изначально концертный зал напоминал огромную скрипку: паркет на полу и полости на потолке и под оркестровой ямой для достижения идеального звука. На смену имперским орлам в хрупком декоре зала (гипс и позолоченное папье-маше для лучшей акустики) пришли цементные серпы и молоты.
Сегодня реставраторы вновь обращаются к методике 1856 года: 900 м² папье-маше без химических добавок, листовая позолота на рельефах, покрытых выдержанной смесью каолина и яичного белка, полировка костью и волчьими клыками для достижения блеска, который, как на и иконах, должен продержаться целых 250 лет. Villeroy & Boch воссоздали оригинальные плиты для пола. Для отделки стен, как и в прошлом, применяется клеевая краска.
Кроме того, остается еще решить вопрос с дирижерами. Художественный руководитель петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, безусловно, хотел бы выступать и в Большом. И у него есть немалое влияние в Северной столице. «Это великий дирижер, но он не может быть сразу в двух местах. Нам нужен человек, который бы работал с музыкантами на постоянной основе», - возражает Анатолий Иксанов, который предпочел бы увидеть на этом месте Василия Синайского, ученика легендарного Ильи Мусина из Ленинградской консерватории.