Данная статья является одной из глав специального репортажа о России, подготовленного московскими корреспондентами газеты Financial Times и опубликованного в пятницу, 1 октября.
Когда Кремль три года назад объявил, что он планирует превратить Москву в международный финансовый центр, западные инвесторы свысока говорили о российских проблемах – высокой инфляции, слабой защищенности прав акционеров, отсутствии законов против инсайдерских сделок.
Сейчас, когда правительство, подстегнутое финансовым кризисом, вновь взялось за эти проблемы и начало восстанавливать московскую рыночную инфраструктуру, инвесторы с подозрением смотрят на уже проведенные реформы и на расстояние, которое еще предстоит пройти.
Этой весной правительство назначило руководить рабочей группой по созданию финансового центра бывшего главу администрации президента и председателя совета директоров «Норильского никеля» Александра Волошина.
Министр финансов Алексей Кудрин в начале июня пообещал, что в ближайшие месяцы правительство предпримет «реальные шаги», позволяющие улучшить рыночную среду.
Однако сейчас, четыре месяца спустя, об инициативе по-прежнему известно мало, и инвесторы по-прежнему не знают, каким будет московский финансовый центр, и какие будут сделаны улучшения в системе в целом.
«[Создать финансовый центр] неплохая идея, однако проблема в том, что нужно еще что-то, кроме деклараций», - полагает главный экономист компании «Тройка Диалог» Евгений Гавриленков.
«Необходимо многое – законность, независимые СМИ, безвизовый въезд. Рубль также должен стать более привлекательным, а для этого нужно снизить инфляцию».
«Еще один предмет беспокойства для инвесторов и правительства - уровень ликвидности на местном рынке, - говорит г-н Гавриленков. - 15 ликвидных компаний явно недостаточно для мирового или даже регионального финансового центра».
Хотя полный список того, что необходимо сделать, устрашающе длинен, первым делом, по мнению инвесторов, российским властям следует сфокусироваться на ужесточении закона против инсайдерских сделок, который был принят только в этом году, и на создании центрального депозитария ценных бумаг.
Закон об инсайдерских сделках готовился несколько лет и до сих пор нуждается в доработке, утверждает управляющий директор российской финансовой корпорации «Открытие» Роман Лохов.
«Очень хорошо, что закон в итоге был принят, но было бы наивно думать, что инсайдерство можно искоренить, всего лишь приняв один документ», - говорит он.
Процесс создания центрального депозитария ценных бумаг, идея которого начала обсуждаться еще шесть лет назад, также потребует времени, считает г-н Лохов. По его словам, правительство могло бы разработать необходимое законодательство за два-три года, однако его коллеги говорят, что времени потребуется еще больше.
Бизнес независимых регистраторов, которых в России около 50, резко сократится, если акционерные общества начнут регистрироваться в центральном депозитарии, утверждает президент Депозитарно-клиринговой компании – расчетно-клирингового депозитария российской фондовой биржи РТС - Михаил Лауфер.
В настоящий момент у фондовых бирж РТС и ММВБ отдельные депозитарии. По мнению г-на Лауфера эта система может сохраниться и дальше, если учесть, как медленно воплощается в жизнь идея центрального депозитария, объясняет г-н Лауфер.
Проект центрального депозитария был разработан три года назад, но пока его длина, по словам г-на Лауфера, не превышает трех страниц.
«Трудно предсказать перемены, пока нет нормального документа. Существует концепция, стратегически более-менее ясная, но пока непонятно, как мы сможем этого достигнуть».
Хотя идея превращения Москвы в международный финансовый центр заставляет многих инвесторов закатывать глаза, некоторые из западных инвестбанкиров считают, что она не так уж плоха.
В сущности, этот проект можно считать своего рода «опорным столбом», на котором могут держаться менее масштабные реформы, полагает исполнительный директор JPMorgan в России Джефри Костелло (Jeffrey Costello).
«Необходимо привести в порядок рынки, создать центральный депозитарий ценных бумаг; гармонизировать законы о ценных бумагах. Упорядочить законы о банкротстве».
«По отдельности ни у одной из этих мер нет должной политической поддержки, но если использовать финансовый центр как основу для них, можно надеяться, что хотя бы часть этих проектов осуществится», - считает он.
Г-н Костелло и его коллеги также думают, что Россия могла бы воспользоваться происходящей сейчас встряской иерархии финансовых центров, вызванной изменениями правил, которые сейчас заставляют западные банки искать альтернативу таким традиционным площадкам как Лондон и Цюрих.
«Сейчас рискованно концентрировать весь свой бизнес в Лондоне», - говорит один из западных инвестбанкиров, предполагающий также, что богатые русские скоро начнут переводить свои средства из Швейцарии обратно в Москву в связи с изменениями в швейцарских законах о банковской тайне.
«Из-за кризиса режимы регулирования в большинстве стран становятся все строже, а здесь на самом деле понимают, насколько финансовые услуги важны для экономического роста», - объясняет г-н Костелло.
«Москва, разумеется, не превратится в мгновенье ока в новый Сингапур или вторую Швейцарию. Но она, безусловно, станет лучше».