Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Рынки ценных бумаг: в густой тени политических опасений

© коллаж ИноСМИроссия кризис экономика
россия кризис экономика
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале 2010 года ожидания инвесторов в отношении российского рынка ценных бумаг были весьма оптимистичны. Большинство рассчитывало на рост первичного размещения акций и увеличение размеров собственного капитала российских компаний, надеясь увидеть возвращение неуклонного роста оценок стоимости акций. Однако этот рынок зачах.

Данная статья является одной из глав специального репортажа о России, подготовленного московскими корреспондентами газеты Financial Times и опубликованного в пятницу, 1 октября.



В начале 2010 года ожидания инвесторов в отношении российского рынка ценных бумаг были весьма оптимистичны. Большинство рассчитывало на рост первичного размещения акций и увеличение размеров собственного капитала  российских компаний, надеясь увидеть возвращение неуклонного роста оценок стоимости акций. 

Однако этот рынок зачах. Третий квартал подошел к концу, и исследователи рынка спрашивают, сможет ли последний квартал этого года стать началом периода восстановления; однако инвесторы по-прежнему остерегаются мрачного влияния тех сложностей, которые переживает мировая экономика.

Как считает Крис Уифер (Chris Weafer), главный стратег московского инвестиционного банка «Уралсиб», «люди все еще побаиваются второй волны экономической рецессии, возможной в связи с проблемами платежеспособности в Европе и замедлением роста и покупательской активности в США».

Учитывая зависимость российской экономики от экспорта сырья на мировые рынки, инвесторы ожидают высокой бета-зависимости российских индексов на фоне ситуации в мировой экономике.

По мнению аналитиков, в более стабильный в плане мирового роста период привлекательность российских акций для инвесторов могла бы быть значительно выше.

Коллапс рынка ценных бумаг во второй половине 2008 года продемонстрировал, насколько экономика России подвержена воздействиям мировых тенденций и настроениям инвесторов.

«Одним из основных итогов кризиса 2008 года явилось понимание хрупкости финансовой системы России», - заявляет Уифер, добавляя, что уверенности в финансовой и политической стабильности для инвесторов недостаточно, чтобы в ситуации по-прежнему неустойчивого состояния мировой экономики вновь соблазниться российскими предложениями.

«Финансово-бюджетная политика страны очень сильна, политическая ситуация стабильна, и мы предоставляем значительные скидки в оценках на рынках развивающихся стран; однако всего этого недостаточно, чтобы вернуть внимание инвесторов», - говорит аналитик.

И, однако, если доходы за три квартала не разочаруют и наметится более стойкий рост в США, инвесторы, возможно, обретут большую уверенность в развитии мировой экономики, и тогда станет возможен некоторый подъем в конце года.

Питер Элам Хаканссон (Peter Elam Hakansson), главный менеджер по управлению активами компании East Capital, специализирующейся на работе на финансовых рынках Восточной Европы, утверждает, что Россия в настоящее время – самый дешевый в мире крупный рынок, который все еще недооценивают.

«Самое поразительное обстоятельство, иллюстрирующее это положение, это то, что оценки на рынке ценных бумаг, в отличие от других рынков четверки BRIC, не выросли с 1999 года», - говорит Уифер.

Отношение курса акций к доходности на развитых рынках колеблется на уровне немногим выше десяти-двенадцати, тогда как российские компании торгуют примерно при половинном уровне 7х.

Сравнение с другими странами BRIC поражает: по данным East Capital, бразильские акции идут при 13х, китайский рынок оценивается в 15х, а индийские оценки приближаются к 20х.

Хаканссон утверждает, что отношение инвесторов искажено политическими опасениями, несмотря на тот факт, что экономика России вышла из фактического банкротства и превратилась в одну из сильнейших в мире. «Мы считаем, что люди слишком настороженно относятся к происходящему, и это сбивает оценки».

Дмитрий Крюков, основатель российского хеджевого фонда управления инвестициями Verno, соглашается, заявляя, что больше всего опасения инвесторов связаны с политикой и корпоративным управлением, и зачастую эти опасения слишком преувеличены.

«Большую часть рисков легко избежать, если вы реально оцениваете ситуацию, следуете принципам управления и понимаете, что происходит» - говорит он.

Оптимизм внушает «перезагрузка» в отношениях между Москвой и Вашингтоном и участие, проявленное Россией к апрельской авиакатастрофе, в результате которой погибли польский президент и другие официальные лица этой страны.

Результатом стал более позитивный тон статей западных комментаторов, что несколько ослабило опасения инвесторов.

«В последние месяцы мы наблюдаем небольшие шаги к новой, более позитивной точке зрения», - отмечает Хаканссон.

В отношении наступившего нового квартала инвесторы по-прежнему нервничают; однако по мере приближения конца года центр внимания должен быть перенесен на 2011 год, который может оказаться лучше. Рост сохраняется, и потребительские расходы, вероятно, увеличатся благодаря государственным мерам по поддержке избирателей к выборам 2012 года.

Как утверждает Кингсмилл Бонд (Kingsmill Bond) из инвестиционного банка«Тройка Диалог», лучшим подходом является инвестирование в акции, рассчитанные на российского потребителя. «Мы наблюдаем, как рынок поделен между застойным государственным сектором и энергичными частными компаниями, обслуживающими российского потребителя».

В последнем отчете банка «Тройка Диалог» говорится: «К секторам с высоким уровнем роста относятся розничная торговля, банковское дело, средства массовой информации, авиакомпании, широкополосная связь, автомобилестроение, и тут, надеемся, в ближайшие пять лет размеры рынка удвоятся».

«Ключевым пунктом является то, что этот рост должен будет реализоваться даже в том случае, если цены на сырье останутся на прежнем уровне, поскольку это один из аспектов нормализации России как страны со средним уровнем дохода», - заявляет банк.