Двадцать лет назад этот православный священник, чье влияние простиралось на всю Россию и за ее пределы, был убит при невыясненных обстоятельствах
"Двадцать лет спустя он все еще рядом с нами", - говорит Яна Ислаева, которой в год убийства Александра Меня было только 13 лет. Тем не менее, кажется, что священник до сих пор так и не покинул Семхоз, небольшой поселок на севере от Москвы, где 9 сентября 1990 года он был убит ударом топора на ведущей к железнодорожной платформе тропинке.
В этом месте переплетаются воспоминания о теплом и радушном человеке и рассказы о духовном лидере, который "сегодня, как и раньше, может так сильно тронуть наши души", объясняет Яна Ислаева, простая жительница соседнего города. Ее отец работал со знаменитым священником. С тех пор она прочитала большую часть его книг и "нашла ответы на множество вопросов".
Кабинет-библиотека Меня в Семхозе сегодня открыта для всех, кто постучит дверь деревянного дома, где до сих пор живет его жена. Десять лет спустя после гибели протоиерея в его память была построена церковь, которая стоит всего в нескольких метрах от места убийства, отмеченного цветами и простым крестом.
По случаю 20-летней годовщины трагедии в соседнем культурном центре прошел семинар на тему "Протоиерей Александр Мень и его время".
"Он как чувствовал, что его жизнь под угрозой"
"Прислушиваясь только к голосу совести, он полностью посвятил себя служению Христу и своей церкви", - заявил в этот день митрополит Ювеналий, патриарший наместник Московской епархии и постоянный член Священного Синода Русской православной церкви. Зачитав официальное послание патриарха Кирилла, он назвал просветительский и проповеднический труд Меня "настоящим духовным подвигом".
Дело в том, что в советское время Александр Мень всеми силами боролся с коммунистической пропагандой, чтобы рассказать людям об идеалах христианства. "Он говорил о религии, когда это было запрещено. Он послужил мостом для нового поколения, священников и простых россиян, которые уже привычны к религиозной свободе", - уверен настоятель храма в Семхозе Виктор Григоренко.
За два дня до убийства он (не являясь тогда священником) разговаривал с Менем, который долгое время страдал от преследований аппаратчиков (из КГБ и церкви) и привык работать в обстановке практически полной секретности. "Он как чувствовал, что его жизнь под угрозой. Он ощущал опасность и старался быть осторожнее. Однако страха не было", - вспоминает отец Виктор.
Как и многие другие преступники в России, убийцы Александра Меня так и не были найдены. Теорий о причинах и личности заказчиков убийства выдвигалось также немало. "Это был образец доброты. Он боролся сектами, которые пользовались духовным хаосом посткоммунистических лет. Он умел наживать себе врагов!" - говорит Маргарита Бычкова.
"Этот человек был открыт для диалога. Он проповедовал экуменизм, так, как он его понимал. Что нравилось далеко не всем внутри самой церкви", - рассказывает Наталья Маркова. "Преступление было хорошо подготовлено, и, значит, является политическим. Старый режим хотел заставить его замолчать", - настаивает со своей стороны отец Виктор.
"Пророк современной России"
"Да какая разница! В результате убийцам удалось добиться лишь совершенно обратного: уже двадцать лет благодаря своим книгам Александр Мень обращается к миллионам людей, и о нем еще никогда столько не говорили как в эту годовщину смерти", - говорит он.
Сегодня произведения отца Александра (на Западе они появились еще до официального разрешения в России) публикуются как на родине, так и за границей, и продаются почти во всех православных церквях. Многие священники, особенно в Москве, стремятся стать продолжателями его духовного пути. Наиболее либеральная часть православной церкви превратила его в своего знаменосца.
"Он стал пророком современной России по многим вопросам, в частности в открытости к социальным проблемам и другим религиям, хотя церковь и предпочитает не говорить об этом напрямую", - говорит директор московского центра "Духовная библиотека" Жан-Франсуа Тири (Jean-François Thiry).
"Его влияние сегодня тем более велико, что во времена СССР он вдохновил многих представителей интеллигенции, которые с тех пор стали активными членами гражданского общества", - считает он. Таково хоть и не прямое, но ощутимое влияние отца Александра Меня на жизнь современной России.