СКОЛКОВО, Россия. Созданная ведущими российскими олигархами школа бизнеса в прошлом месяце вручила дипломы своим первым выпускникам и открыла современный студенческий городок стоимостью 250 миллионов долларов в пригороде Москвы. Она стремится стать эквивалентом Гарвардской школы бизнеса для студентов, которые основное внимание уделяют так называемым странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай).
"Главное в этой программе – подготовка людей, которых мы называем лидерами предпринимательства, для развивающихся рынков и непростой деловой среды, где выпускники типичных бизнес-школ видят только проблемы и никаких возможностей, - заявил в интервью Вилфрид Ванхонакер (Wilfried Vanhonacker), работающий деканом Московской школы управления "Сколково", - мы хотим, чтобы они видели возможности, узнавали проблемы, но хватались за имеющиеся возможности, делали с ними что-то и двигались вперед".
После церемонии выпуска, где свои дипломы магистров делового администрирования получил 21 студент, учащиеся и гости поспешили по похожим на лабиринты и залитым светом коридорам школы на занятия, которые, среди прочих, проводит бывший член руководства Всемирного банка и почетный декан Берлинской школы творческого лидерства Пьер Касс (Pierre Casse). Здание школы с резко выраженными геометрическими фигурами построено по проекту британского архитектора родом из Танзании Дэвида Аджайе (David Adjaye). Там застеклённая крыша и стены из стекла. Вдохновение авторы проекта черпали у Казимира Малевича. По словам представителей школы, это стало своеобразным способом соединить художественный российский авангард с экономическими инновациями.
Репродукциями с картин Малевича украшены стены в столовой, которая больше похожа на московский ресторан. А общежитие выглядит как шикарный и стильный отель. Вполне приличествует школе, среди основателей которой миллиардер Роман Абрамович. Некоторые коридоры украшены наводящими на размышления инсталляциями из латекса, автором которых является современный художник Александра Фролова.
Ванхонакер специалист по Китаю. Там он был одним из создателей Китайско-Европейской международной школы бизнеса в Шанхае, которая открылась в 90-е годы. Китай это одна из стран БРИК, о которой Россия думает постоянно. Она считает его экономикой и системой, которую надо бояться и с которой следует брать пример, а также напоминанием о ее собственных утраченных возможностях.
"Традиционные школы бизнеса не готовят те таланты, которые нужны, - говорит о потребностях стран БРИК Ванхонакер, - если человек заинтересован в получении образования инвестиционного банкира или в консалтинговой карьере, ему, наверное, лучше учиться в такой школе как Гарвард".
На состоявшейся недавно церемонии выпуска магнат нефтяной и металлургической промышленности Виктор Вексельберг сказал одетым в пурпурные мантии выпускникам, что задача школы, сооснователем которой он является, состоит в том, чтобы ликвидировать "существующий в России большой разрыв между возникающими новыми идеями и решениями и их практической реализацией в сфере реальной экономики", а также в увязке бизнеса и научных инноваций.
Эта школа носит то же название, а также вынашивает те же идеи, что и "инновационный город", проект создания которого предложил президент Дмитрий Медведев. Это высокотехнологичный поселок, который должен стать версией Кремниевой долины.
Школа "Сколково" всячески подчеркивает, что является частным заведением. Но Медведев является председателем ее Международного попечительского совета, а Вексельберг – одним из директоров проекта по созданию инновационного города.
Вексельберг выразил на церемонии выпуска надежду на то, что в "Сколково", где цены не уступают западным школам бизнеса, скоро "появится международное сообщество бывших питомцев – сродни Йельскому университету и Гарварду".
Школа управления Слоуна при Массачусетском технологическом институте является главным академическим партнером "Сколково" в США. У "Сколково" также существует партнерство с Индийской школой бизнеса, международным центром Fundação Dom Cabal в Бразилии и Фуданьским университетом в Китае. Студенты магистратуры обязаны поработать какое-то время в США и одной из стран БРИК, а также подготовить бизнес-проект в России и один социальный проект.
Среди новых студентов школы Кристиан Граггабер (Christian Graggaber) из Австрии, который уже занимался в России упаковочным бизнесом и продажей бумаги. По его словам, он два года думал об учебе в "Сколково", и решил получить свою магистерскую степень именно там, чтобы иметь трамплин для начала бизнеса, связанного с Россией и развивающимися рынками.
""Сколково" это одна из бизнес-школ, которая предоставляет все эти возможности", - говорит Граггабер, который изучал менеджмент в миланском университете Боккони.
Ванхонакер и преподаватели школы говорят о том, что не избегают, а даже заостряют внимание на тех темах и предметах, из-за которых многие бизнесмены относятся к России с опаской.
"Мы готовим людей к действительности, поэтому мы ничего не скрываем, - отмечает он, - есть проблемы коррупции, есть проблемы неисполнения законов юридической системой, есть проблемы государственного вмешательства, есть проблемы рейдерства, безопасности и так далее. Таковы российские реалии".
Среди приглашенных лекторов были бизнесмены, чьи компании подвергались захватам, и обсуждение судьбы попавшего в тюрьму миллиардера Михаила Ходорковского также не является здесь табу. Группа студентов готовила проект с губернатором одного из регионов, который вполне откровенно рассказывал о том, как он купил победу на выборах.
Российский юрист Андрей Гольцблат, читающий в "Сколково" лекции, говорит о том, что учит студентов тому, "как можно реализовать свою честность" в России.
"Я думаю, Гарвард очень стандартизирован и предсказуем", - отмечает Гольцблат, который учился там на курсах прошлой весной. По его мнению, преимущество школы "Сколково" в том, что "она дает своим студентам очень четкое и практическое понимание того, как заниматься бизнесом на развивающихся рынках".