В понедельник таиландский суд отказался снять с российского бизнесмена Виктора Бута, подозреваемого в контрабанде оружия, дополнительные обвинения. Этот шаг еще сильнее задержит его давно ожидаемую экстрадицию в США.
Г-н Бут, 43-летний бывший офицер советских ВВС, считается одним из самых крупных в мире торговцев оружием. В тюрьме в Бангкоке он содержится с марта 2008 года – с тех пор как многолетняя охота за неуловимым россиянином, известным как «торговец смертью», завершилась в результате американской спецоперации.
Его дело поставило Таиланд перед дипломатической дилеммой: Вашингтон требует экстрадировать г-на Бута, чтобы он мог предстать перед американским судом по обвинению в терроризме, а Москва требует его освободить, утверждая, что он законопослушный бизнесмен. Эксперты полагают, что г-н Бут осведомлен о подробностях деятельности российских военных и разведчиков, поэтому Москва не хочет, чтобы его судили в США.
Апелляционный суд разрешил экстрадировать г-на Бута 20 августа, отменив принятое год назад решение суда низшей инстанции. Однако новые обвинения, предъявленные США между двумя вердиктами, создают дополнительные юридические затруднения, препятствующие незамедлительной экстрадиции.
По просьбе Вашингтона таиландская прокуратура официально попросила суд снять с г-на Бута обвинения в отмывании денег и мошенничестве с помощью электронных средств.
Однако Уголовный суд Бангкока отказался это делать, заявив, что судебный процесс уже начался и должен продолжаться.
Дату следующих слушаний судья не объявил.
Адвокат г-на Бута Лак Ниттиваттанавичан (Lak Nittiwattanawichan) утверждает, что у него есть 17 свидетелей защиты, готовых выступить на новом процессе. Юристы г-на Бута заявляют, что они рассматривают новое дело как способ затормозить или даже полностью сорвать экстрадицию своего клиента.
Когда Апелляционный суд в августе разрешил экстрадировать г-на Бута, он заявил, что экстрадиция должна состояться в течение трех месяцев – то есть примерно до 20 ноября.
В понедельник г-на Бута привезли в суд под охраной десятка спецназовцев, что, видимо, отражает усилившиеся опасения по поводу его безопасности. На нем также впервые был бронежилет вдобавок к обычным ножным кандалам. Кроме того россиянина на сей раз доставили в суд в отдельном фургоне, а не с остальными заключенными.
Когда журналисты спросили, ожидает ли он, что суд в Соединенных Штатах будет справедливым, г-н Бут крикнул из-за решетки: «Нет! Разумеется, нет! О каком справедливом суде вы говорите?»
Громкий арест г-на Бута в роскошном бангкокском отеле в марте 2008 года стал результатом сложной операции, в ходе которой американские агенты выступали в качестве покупателей оружия, представлявших Революционные вооруженные силы Колумбии, или ФАРК, - организацию, которую Вашингтон считает террористической.
Г-ну Буту в США предъявляют четыре обвинения, связанные с терроризмом. Если его признают виновным, ему может грозить пожизненное заключение.
Г-н Бут, возглавлявший целую авиатранспортную империю, долгое время избегал санкций ООН и США, нацеленных на то, чтобы блокировать его финансовую деятельность и ограничить его перемещения. Он отрицает, что был причастен к незаконной деятельности, и утверждает, что занимался легальным бизнесом.
Г-н Бут подозревается в том, что он поставлял оружие участникам гражданских войн в Южной Америке, на Ближнем Востоке и в Африке. В число его клиентов входили президент Либерии Чарльз Тейлор (Charles Taylor), лидер Ливии Муаммар Каддафи и обе стороны гражданской войны в Анголе.
Г-н Бут заявляет о своей невиновности в адресованном тайскому парламенту письме, которое в понедельник передала журналистам его жена.
«Я никогда и никому не продавал оружие, - заявил г-н Бут в своем в письме, в котором он призывает к парламентскому расследованию обстоятельств своего дела. – Мне очевидно, что решение Апелляционного суда меня экстрадировать было принято под политическим давлением».
Его жена Алла Бут в отдельном письме к премьер-министру Таиланда Апхиситу Ветчачиве (Abhisit Vejjajiva) попросила его блокировать экстрадицию. Она пишет, что ее был муж несправедливо прозван «самым крупным незаконным торговцем вооружениями в мире», и призывает г-на Апхисита «не позволять пропагандистским трюкам и открытому давлению со стороны США влиять на его решения».
На прошлой неделе г-н Апхисит заявил, что окончательное решение по этому политически деликатному вопросу будет принимать он лично, когда суды закончат рассматривать дело.