Восстановить доверие к ВР и стоимость акций компании после крупнейшей в истории США аварии на нефтяной вышке – такова задача американца Роберта Дадли (Robert Dudley), который возглавил 1 октября британскую нефтяную корпорацию. И решить ее будет совсем не просто. Пять месяцев спустя после взрыва на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе Дадли придется столкнуться с целым рядом масштабных проблем, которые довлеют над будущим третьей в мире по обороту нефтяной компании.
Первый вопрос касается объема компенсаций пострадавшим от экологической катастрофы. В настоящий момент эту сумму оценивают в 30 миллионов долларов, однако она может вырасти еще больше после завершения множества идущих сейчас в США судебных разбирательств по искам против ВР. В результате лидер по добыче нефти в Мексиканском заливе может также лишиться существенной части лицензий.
Еще одним источником беспокойства стали биржевые котировки. Несмотря на то, что утечку удалось остановить еще в середине июля, котировки компании упали на 36% с момента взрыва на платформе 20 апреля этого года. С июня ВР лишилась половины капитализации, что делает ее уязвимой для биржевых операций со стороны основных конкурентов Shell и ExxonMobil.
Третья задача Роберта Дадли состоит в реорганизации корпорации, которая всегда ставила финансовые вопросы превыше промышленной стратегии. Первым этапом в этом процессе должно стать создание специального подразделения по обеспечению безопасности, члены которого будут присутствовать на всех объектах по добыче и переработке нефти.
Едва вступив в должность, Дадли без колебаний отправил в отставку директора по геологоразведке и добыче Энди Инглиса (Andy Inglis), которого многие считают ответственным за взрыв на платформе в Мексиканском заливе. Тем не менее, решение разделить разведку, добычу и разработку проектов, а также усилить контроль комитета по аудиту за генеральной дирекцией может натолкнуться на серьезное внутреннее сопротивление.
Наконец, остается решиться с выбором активов, которые будут проданы для того, чтобы собрать средства для выплаты компенсаций всем пострадавшим от разлива 4,9 миллионов баррелей нефти из скважины "Макондо". Ситуация здесь тоже довольно затруднительная. ВР уже избавилась от непрофильных активов, тогда как продажа стратегических, но уже "зрелых" месторождений (Аляска и Северное море) может ослабить ее показатель сырьевых запасов, который является одним из основных барометров рынков. Кроме того, новому исполнительному директору придется дать отпор британским финансистам, требующим возобновления выплат дивидендов в условиях наложенного США моратория на бурение в Мексиканском заливе.
Российский козырь
У первого небританского руководителя этой жемчужины туманного Альбиона все же припрятано в рукаве несколько козырей, которые должны помочь ВР выйти из кризиса. Прежде всего, харизматичный образ бывшего менеджера Amoco идет вразрез с холодным и отстраненным образом его предшественника Тони Хейворда (Tony Hayward), чей уход с занимаемой должности во многом объясняется грубейшими пиар-ошибками в период кризиса. Будучи прирожденным лидером, Дадли снискал себе лавры настоящего дипломата, после того как ему удалось примирить администрацию Обамы с местными политиками.
Кроме того, он может рассчитывать на поддержку России. Объем производства совместного российско-британского предприятия ТНК-ВР в настоящее время превышает показатели добычи в Мексиканском заливе.
Роберт Дадли возглавлял ТНК-ВР в период с 2003 по 2007 год, но затем был вынужден оставить свое кресло из-за разногласий с российскими партнерами. Назначение в совет директоров ТНК-ВР Тони Хейворда, который участвовал в разрешении этого долгого конфликта, должно значительно облегчить взаимопонимание. ВР также может полагаться на помощь Игоря Сечина, вице-премьера и председателя совета директоров "Роснефти", с которой ВР сотрудничает в рамках добычи в Сибири и Арктике.
Британская компания располагает широкой сетью связей и контактов по всей территории бывшего СССР. Возьмите хотя бы премьер-министра Владимира Путина, одного из инициаторов идеи создания ТНК-ВР. Благодаря России, Ливии, Анголе и Бразилии у Дадли есть отличные позиции для отступления в случае репрессий со стороны США.