После 18 лет правления Юрий Лужков покидает пост мэра Москвы. Влиятельного политика снял президент Дмитрий Медведев после многонедельной кампании, в ходе которой мэра жестко критиковало государственное телевидение. Эти события, по мнению аналитика Николая Петрова, говорят, скорее, не об усиливающейся самостоятельности президента, а о перепутье, на котором вновь оказалась Россия.
Respekt: Об уходе Юрия Лужкова говорили несколько недель. Даже по российским меркам спор между президентом и влиятельным мэром был довольно острым. Как, по вашему мнению, надо трактовать события последних дней?
Николай Петров: К конфликту привел длительный процесс, в ходе которого от власти отстраняли влиятельных губернаторов. Спор президента и московского мэра в то же время стал беспрецедентной битвой – впервые все происходит так публично, обе стороны не скупятся на острые заявления. Это дает нам понять, на чем основана политическая система сегодняшней России.
- Битва идет только за Юрия Лужкова, или ставки еще крупнее?
- Лужков важен тем, что он, по сути, последний региональный лидер, который построил и контролировал собственную политическую машину. В этом заключается и секрет его политического долголетия. Владимир Путин не испытывал к нему никаких особо теплых чувств, тем не менее, Кремль долгие годы не давал заменить Лужкова кем-то еще. Лужков был лоялен к системе, он был эффективным, особенно во время выборов. Именно с выборами связана нынешняя охота на региональных лидеров. Местные выборы пройдут уже через две недели, и у властей остается все меньше пространства для маневров. Поэтому давление на Лужкова было таким острым и жестким. Если бы он пережил эти две предвыборные недели, он мог бы спокойно сидеть в кресле московского мэра еще несколько лет. Только Лужков в последние дни играл ва-банк: он остро высказывался не только против президента Медведева, но и против всей политической системы. И оставить это без ответа означало бы принципиально подорвать доверие и легитимность власти в стране.
- Аналитики спорят о том, кто выиграл. Многие утверждают, что президент Медведев усилил свои позиции. Вы согласны с такой трактовкой?
- Нет. Что касается Дмитрия Медведева, я бы точно не сказал, что он выиграл. Скорее, не проиграл. Победа была бы, если бы в мэрию он посадил своего человека. Но этого не произошло. Не выиграл даже Владимир Путин. И хотя все время он пытался делать вид, что его все это не касается. Как настоящий лидер он многое теряет из-за того, что его не было видно. К тому же оказалось, что система, которую он создал, не функционирует. Компрометирующие Лужкова материалы, а он последние 18 лет провел в самом центре власти, уличают власть в том, что она не способна решать проблемы без публичного копания в грязном белье. Даже сейчас никто не знает, где и как вся эта афера закончится. Кто выиграл, мы узнаем, только когда будет известно имя нового мэра Москвы.
- Какой будет следующая роль Юрия Лужкова? Он многие годы принадлежал к самым влиятельным фигурам российской политики, теперь он ушел из правящей прокремлевской партии «Единая Россия», и даже как-то говорили о том, что он хочет основать собственное объединение. У него в политике есть реальные шансы?
- На мой взгляд, Лужков будет добиваться долгосрочной политической карьеры. Для этого у него достаточно интересов в бизнесе, он зависит от отношений с Кремлем. К тому же политическая сцена находится под таким сильным контролем, что на ней без благословления Кремля никто новый все рано не сможет появиться. И еще Лужков уже достаточно пожилой. И если во времена острейшего конфликта с Кремлем ему казалось, что он популярен, что достаточно щелкнуть пальцем, и активные единомышленники соберутся вокруг него, теперь он понял, что это не так.
- Что теперь будет происходить? Распадется ли та политическая система, которую мы до сих пор знали?
- Политическая машина, которую в Москве создал Лужков, разваливается. Последние дни также показали, на каких неработающих основах держится система, которую по всей стране создал Путин. В своей нынешней форме, на мой взгляд, эта система долго не выдержит. Или она будет реформироваться, или она больше не сможет эффективно управлять такой огромной страной. И эту систему заменит другая, вполне возможно, и более худший вариант.
- Стоит ли России бояться прихода худших времен?
- Россия стоит на перепутье. Десятого октября пройдут региональные выборы, и, судя по всему, правящая «Единая Россия» не добьется хороших результатов. Тогда партии придется решать, что делать дальше. Либо что-то сделать с самими выборами, это означает фальсифицировать результаты, и здесь есть свои риски. Или изменить политическую систему и перейти от одной правящей партии к коалиции двух или трех объединений. Еще одна возможность - объявить досрочные выборы, составить парламент и выбрать президента до того, как «Единая Россия» растеряет остаток своей популярности.
*Автор – корреспондент ČRo («Чешское радио») в России.