Выборы в Афганистане, как правило, вызывают восторг уже тем, что они просто состоялись. Все точно так же было и после недавних парламентских выборов. Неважно, что часть граждан даже не подозревала, что и зачем они бросают в коробки, которые мы обычно называем «избирательными урнами». Газеты и политики радуются: столько избирателей, кандидатов и членов избирательных комиссий пережили голосование! А результаты? Черт их возьми. Ведь почти никто понятия не имеет, кто с кем в этих проклятых выборах соревновался. Но небольшой ложкой дегтя в этой прекрасной бочке меда стали свидетельства наблюдателей из одной неправительственной организации. Эти люди и сегодня все еще в отчаянии держатся за головы: голосовали даже дети, лидеры кланов за весь род приносили пластиковые пакеты, полные бюллетеней, а на некоторых участках была отмечена 105% явка.
В Кабуле уже давно прошла премьера фильма «Черный тюльпан». С парламентскими выборами у этой картины больше общего, чем этого хотела бы его американский автор афганского происхождения. В фильме самым важным тоже было то, что «он состоялся». А так он был полон вымыслов и неправдоподобных ситуаций, сцен, которые драматическим образом должны были соединить сексуально распущенный Запад и сдержанный Восток: женщина в парандже, целующаяся с мужчиной, талибы и солдаты НАТО, сидящие вместе в кабульских кафе, иностранцы, распивающие на улице алкоголь! Фильм сопровождала история актрисы, которая должна была сыграть главную роль, но ее похитили талибы и отрезали ей ноги. Оказалось, что актрису придумали, она должна была помочь успешным кассовым сборам. Напрасные хлопоты. Это вообще-то единственный снятый в этом году афганский фильм, внимание журналистов ему и так было гарантировано.
Фильм и выборы. И то, и другое – попытка угодить и стать похожими на западных партнеров и в то же время остаться «своими». Но Афганистану надо, может быть, и с помощью евроатлантических советников, пойти по собственному пути. Может быть, без парламента и секса в кино. И ценой того, что это будет путь разделения страны на тех, кто хочет вести переговоры с талибами и видеть их в правительстве, и на тех, кто однозначно против этого. Об отделении таджикского севера Афганистана от пуштунского юга уже открыто пишут в афганских газетах. Для западных партнеров эта тема все еще остается табу. Как и то, что афганские выборы фальсифицированы и что в таком виде эти выборы ни к чему.
Запад должен будет перейти Рубикон. Собственно Гиндукуш. Перестать, перестраховываясь, врать, что он сможет превратить Афганистан в то, что сегодня мы называем современной, демократической цивилизацией. Куда там. Произвести такое насилие, пожалуй, нам не удастся, к тому же потом нам по нашему самоуверенному пупу Земли кто-то хорошенько вдарит.