Договор о противоракетной обороне, который заключили 27 сентября в Вашингтоне представители Израиля и США, был подписан в очень важный для израильского государства момент. Если он и не является прямым ответом на жесткую дипломатическую конфронтацию Иерусалима и Москвы по поводу продажи Сирии российских крылатых ракет, то напоминает всем, что США не оставят своего ближневосточного союзника без помощи в ситуации стратегического дисбаланса.
Договор касается совместной разработки (американской компанией Raytheon и израильской Rafael) системы противоракетной обороны David's Sling («Праща Давида»), которая предназначена для перехвата ракет среднего и дальнего радиуса действия (от 70 до 250 км), в том числе крылатых. Для Израиля речь идет о том, чтобы дать достойный ответ на потенциальную угрозу ракетных пусков Хезболлы из южного Ливана и Хамас из Газы.
Руководство страны увидело подтверждение своих опасений в решении Москвы поставить Дамаску крылатые ракеты П-800 «Яхонт». Американская администрация и израильское правительство усилили давление на Россию с тем, чтобы та отказалась от сделки. Их основным аргументом стал риск того, что высокотехнологичное российское оружие может в итоге оказаться в руках боевиков Хезболлы.
Защита порта Тартус
«Яхонт» – это сверхзвуковая крылатая ракета с дальностью в 300 км и способностью нести заряд массой до 200 кг. Хотя дело, прежде всего, касается защиты сирийского порта Тартус (то есть расположенной там российской военно-морской базы), развертывание «Яхонтов» в регионе напоминает Израилю уже случившийся в прошлом неприятный прецедент.
Во время второй ливанской войны 14 июля 2006 года израильский противоракетный корвет «Ханит» был поражен пущенной Хезболлой китайской ракетой С-802, которую Иран сначала приобрел у Китая, а затем незамедлительно переправил в южный Ливан. Израильские власти напомнили российской стороне об этом инциденте, подчеркнув, что во время того конфликта боевики Хезболлы использовали противотанковые ракеты «Корнет», которые поставлялись Россией в Сирию.
«Мы предоставили им вещественные доказательства, документы на русском языке, которые мы обнаружили в южном Ливане. Мы сказали им, что Сирия передала Хезболле ракеты «Скад», но они ничего не хотели слушать», - рассказал израильский дипломат. В то же время Россия, по-видимому, прислушалась к настойчивым просьбам Израиля и США относительно планов по поставке в Иран ракетных комплексов С-300: 22 сентября президент Дмитрий Медведев подписал указ о запрете продажи этих ракет в соответствии с наложенными на Тегеран санкциями Совета безопасности ООН.
Сирия, союзник России
Тем не менее, помимо перспектив для укрепления позиция своего ВПК Россия видит в светском правительстве Сирии ценного союзника в регионе, где повсюду царит мусульманский фундаментализм. В Израиле такое поведение Москвы восприняли крайне негативно, настолько, что здесь даже начали поговаривать об ответных мерах, как, например, поставках израильской венной техники в Грузию или даже отмене договора о продаже России израильских беспилотников «Эйтан».
В то же время соглашение о беспилотных летательных аппаратах является частью подписанного 6 сентября в Москве первого российско-израильского договора о военном сотрудничестве, о расторжении которого не может быть и речи. «Продажа ракет в Сирию не отразится на поставках беспилотников, но безусловно повлияет на сложность идущих с ними систем», - объясняет израильский дипломат. «Мы не будем экспортировать в Россию технику, которая может попасть в руки наших врагов», - продолжает он.
Подобное беспокойство Израиля связано еще и с тем фактом, что США недавно заключили гигантский военный контракт с Саудовской Аравией (на 60 миллиардов долларов), в рамках которого Эр-Рияд получит истребители F-15, а также боевые вертолеты Apache и Black Hawk.
Объяснения Вашингтона по этому поводу сильно напоминают оправдания Москвы насчет сотрудничества с Дамаском: Саудовская Аравия – лучший клиент американской военной промышленности, опережающий даже Израиль. При этом США также озабочены сохранением военного превосходства Иерусалима в регионе, что объясняет готовящийся договор о поставке американских многоцелевых истребителей-бомбардировщиков F-35 (JSF) и недавнее соглашение по противоракетной обороне. Но все это, конечно, отнюдь не способствует снижению темпов гонки вооружений на Ближнем Востоке.