Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

США и Россия держат монополию на продажи вооружения

© коллаж ИноСМИпро ракеты вооружение
про ракеты вооружение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если смотреть на последствия глобализации, международный рынок вооружения представляет собой интересный случай. Это глобальный рынок в смысле распространения, поскольку почти каждая страна мира, а также многие негосударственные игроки, покупают и продают оружие. Однако в том, что касается самого сложного оружия, главных игроков по-прежнему два: США и Россия.

Если смотреть на последствия глобализации, международный рынок вооружения представляет собой интересный случай. Это совершенно точно глобальный рынок в смысле распространения, поскольку практически каждая страна мира, а также многие негосударственные игроки, покупают и продают оружие. И этот эффект ощущается по всему миру, как в хорошем, так и в плохом смысле. Однако в том, что касается самого сложного оружия, продвинутых военных самолетов, военных кораблей, танков и ракет, это может изменить баланс военной силы между значимыми странами, теми же странами, которые доминировали в сфере международной торговли самым продвинутым вооружением в течение полувека продолжают доминировать: США и Россия.

По информации докладов, опубликованных Исследовательской службой конгресса  и другими авторитетными публичными источниками, общая стоимость международных соглашений по продаже оружия – имеются ввиду контракты на будущие поставки, значительно варьируется со временем. В 2009 году она достигла 57,5 миллиардов долларов, это на 8,5 процента меньше, чем рекордные продажи в 2008 году, и также ниже показателя 2007 года, почти 60 миллиардов долларов. Цена вооружения, поставленного в 2009 году, также сократилась в сравнении с прошлым годом, до 31,1 миллиардов долларов в сравнении с 35,9 миллиардами в 2008.

И тем не менее, значительные изменения в объеме закупок не сильно влияют на порядок ранжирования главных поставщиков вооружения. Например, доля США в новых контрактах сократилась с 60 процентов, ил 38,1 миллиарда, в 2008 до 39 процентов, или 22,6 миллиардов, в 2009, из-за массивного сокращения числа новых подписанных контрактов. И тем не менее, американские продавцы оружия все еще обслуживали большее количество контрактов, чем кто-либо еще. Россия сильно отстает, но по-прежнему держит второе место в мировых продажах вооружения в 2009 году, заключив сделки по продаже оружия на 10,4 миллиарда долларов. Более того, 2009 был также восьмым годом подряд, когда СЩА поставили больше крупных обычных видов вооружения, чем любая другая страна – на сумму почти 14,4 миллиарда, это 41 процент от общего показателя.

Россия снова была далеко позади, сумма ее поставок в 2009 составила 3,7 миллиарда, хотя ранее российские фирмы обходили своих американских конкурентов. На самом деле Россия и США менялись позициями первого и второго поставщика в развивающиеся страны в течение последних лет. Россия была впереди во время периодов, когда ее два главных клиента, Индия и Китай, делали ценные закупки или принимали крупные поставки вооружения.

Во время периода 2006-2009 США были первыми среди поставщиков оружия в развивающиеся страны, стоимость новых контрактов составляла 68,7 миллиарда, выраженных в постоянных долларах 2009 года, и равнялась 38,6 процентам всех новых соглашений. Россия в ходе того же периода обеспечила новые контракты на 42,4 миллиарда, это доля в 23,8 процента. Однако в течение 2004-2007 годов, когда Китай покупал многие носители советской эпохи, Россия лидировала по числу контрактов с развивающимися странами, - 39,3 миллиарда в постоянных долларах 2007 года, это 27,9 процента. В тот период США перешли на второе место – 34,7 миллиарда, 24,6 процента крупных контрактов на поставку обычного вооружения в развивающиеся страны.

По контрасту, список лидирующих покупателей вооружения значительно варьируется в зависимости от времени. Развивающиеся страны, к примеру, обычно растут по рангу, когда цена на их экспортные товары растет. Соответственно, Бразилия, Венесуэла и Саудовская Аравия лидируют в списке, когда мировые цены на нефть высоки. Кроме того, различия в восприятии угрозы также влияют на готовность стран тратить деньги на иностранное вооружение, по очевидным причинам. Недавно этот феномен был очевиден в Восточной Азии, где многие соседи Китая значительно увеличили свои закупки иностранного оружия в ответ на наращивание Пекином военной силы. Между периодами 2000-2004 и 2005-2009, например, импорт вооружения в Малайзию вырос на 722 процента!

Одна из причин долговременного доминирования советско-российских и американских поставщиков оружия заключается в том, что у них были самые сильные в мире армии в течение последних пятидесяти лет. Их военные системы традиционно получали обильное спонсирование и приоритетный доступ к научным и другим соответствующим ресурсам. Хотя российские стандарты снизились после распада советской военной машины, российские торговцы оружием имели всегда доступные поставки крупного конвенционального оружия, такого как танки, военные самолеты и военные корабли, которые они могли продавать зачастую по распродажным ценам. Многое из этого дешевого, но надежного советского оружия вполне удовлетворяло менее требовательный спрос развивающихся стран со скромными, в первую очередь, внутренними, угрозами безопасности.

Российские военные расходы за последние годы подскочили, хотя остается неясным, смогут ли российские разработчики и компании восстановить крупномасштабное потребление крупных военных систем последнего поколения. Запоздалость российских усилий по исследованию и разработке новых систем вооружения видима в том, какие трудности российские судостроители имели в строительстве или даже модернизации крупных кораблей, таких как советской эпохи авианосец, приобретенный Индией. В результате, министерство обороны самой России было вынуждено рассматривать вариант покупки продвинутых платформ вооружения у европейских судостроителей, в частности, переговоры ведутся с Францией о приобретении десантного корабля класса мистраль.

Российские чиновники частично компенсировали снижающееся качество их видов сложного оружия за счет креативных техник продаж, например, за счет предложения гибких условий платежа, прощения тяжелых для покрытия долгов советской эпохи, которые препятствовали финансированию новых закупок, позволяя важным клиентам, таким как Китай и Индия, участвовать в производстве некоторых систем вооружения под лицензией. И вообще Россия предпринимала постоянные меры по улучшению качества послепродажного обслуживания и ремонтно-эксплутационных услуг, которые также стимулируют доходы от продаж российского оружия.

Природа современного крупного обычного оружия также способствует продолжающемуся доминированию лидирующих поставщиков. Эти системы стали невероятно сложными, внедрение их в вооруженные силы покупателя обычно требует нескольких лет масштабных тренировок и поддержки. Кроме того, основные платформы стали более надежными и гибкими, позволяя покупателю поддерживать военный самолет или корабль в эксплуатации в течение десятилетий просто путем замены определенных быстро изнашивающихся частей и обновления программного обеспечения платформ и вспомогательного оснащения.

Во время Холодной войны Вашингтон и Москва – и в меньшей степени европейские страны, такие как Британия и Франция, с их бывшими колониями, - развивали обширную сеть клиентов для своих крупных систем вооружения, что вылилось в десятилетия продаж запасных частей, боеприпасов, апгрейдов и систем ремонтных услуг. Кроме того, выбирая себе системы нового поколения, закупщики обороны зачастую учитывают то, какие из новых систем будет легче интегрировать в существующий боевой состав. В большинстве случаев системы, приобретенные от того же поставщика, характеризуются большей степенью совместимости.

Комбинированное влияние всех этих факторов создает прочные военные отношения между США и Россией с одной стороны, и их клиентами с другой.


Хотя американцы и русские рады существующему положению дел, страны, которые хотят получить большую долю мировых продаж оружия, такие как Китай и Индия, противостоят прочным препятствиям, которые они не могли преодолеть, невзирая на годы упорных усилий. Они варьируются от требования переноса технологий и соглашений о совместном производстве в рамках новых закупок оружия до очевидных нарушений международного авторского права и условий лицензирования в применении иностранных оборонных технологий к их собственному вооружению.

Тем не менее, есть коллективная выгода в том, что ключевых поставщиков, которые играют доминирующую роль в продаже самых разрушительных видов вооружения, лишь несколько. Вашингтон и Москва имеют существенный вес на международном рынке вооружения – включая возможность блокировать передачу иностранных систем, которые содержат изготовленные в США или в России детали, и таким образом они могут настаивать на эмбарго, которые они оба поддерживают, на продажу сложного конвенционального вооружения государствам-париям.

Во времена Холодной войны, например, советские и американские лидеры совместно ограничили продажу особенно опасного оружия Израилю и его соседям. На настоящий момент они сотрудничают по вопросу запрета продаж Ирану сложных систем ПВО, которые могут спровоцировать превентивную атаку Израиля. В будущем они могут помочь сдерживать дестабилизирующую гонку вооружений в Латинской Америке или Африке – но только если продолжат не допускать диверсификации поставок, которая обычно следует за развитием глобализации.