На установленной на пешеходной улице панели высвечивается температура воздуха, скорость ветра и уровень радиоактивности. Расположенный на северо-западе России Кольский полуостров еще не залечил раны после эпохи, которая превратила его «ядерную помойку» бывшего СССР.
После распада СССР этот милитаризованный (из-за близости к странам НАТО) регион получил не слишком желанное наследство: десятки отслуживших свое атомных подводных лодок и отработанное ядерное топливо в отнюдь не всегда герметичных контейнерах.
Все это стало источником экологической угрозы для богатых рыбой вод Баренцева моря и несказанной удачей для бессовестных дельцов.
Двадцать лет и два миллиарда долларов (преимущественно западных) спустя, «помойка» все же стала ощутимо чище.
«Самая положительная или, если хотите, наименее отрицательная сторона дела состоит в том, что ситуация с ядерной безопасностью находится под контролем, - говорит Сергей Жаворонкин из Общественного совета Мурманской области по безопасному использованию атомной энергии. -Добиться этого удалось не сразу».
Около сотни субмарин, которые ржавели на пристани, было решено отправить в утиль. Оставленные и неохраняемые маяки, которые раньше питались от радиоизотопных термоэлектрических генераторов, сегодня переводят на солнечную энергию.
«Ситуация изменилась в лучшую сторону», - признает Александр Никитин, бывший офицер подводного флота, который в 1996 году был задержан сотрудниками ФСБ за, что проинформировал норвежскую экологическую организацию Bellona (где он работает в данный момент) о вызываемом подлодками загрязнении.
«Тем не менее, целый ряд вопросов еще до сих пор не решен», - добавляет он.
Одним из основных источников беспокойства является Андреева губа, где находится 30 тонн радиоактивных веществ и отработанного топлива атомных ледоколов и подводных лодок. Эти отходы лежат примерно в 40 километрах от норвежской границы.
21 000 ядерных стержней, которые хранятся здесь в сомнительного вида контейнерах и цистернах, обладают общим радиоактивным потенциалом в 850 000 терабеккерелей, что равно по мощности девяти взрывам в Чернобыле.
«Это все те же цистерны, что и в 1980-х годах. Они просто построили над ними крышу и установили заграждение, чтобы не допускать туда нежелательных лиц», - объясняет Игорь Кудрик из Bellona.
По словам директора «СевРао» (госкомпания, которая занимается очисткой полуострова) Валерия Пантелеева, в июне этого года первая партия стержней была отправлена по железной дороге на уральский завод по переработке отходов «Маяк».
«Ну, это просто, - говорит Игорь Кудрик. - Но как избавиться от цистерн, им до сих пор неясно».
Еще одним камнем преткновения пятном стала плавучая техническая база «Лепсе», которая уже 20 лет стоит в мурманском порту, ожидая, когда же местное руководство найдет способ выгрузить хранящиеся на ней поврежденные топливные трубки. Ситуацию серьезно осложняет тот факт, что построенное еще 1936 году судно уже еле держится на плаву.
Хотя власти вовсю трубят о всеобщей «прозрачности», доступ на большую часть объектов для иностранных журналистов по-прежнему закрыт.
В Мурманске в прогнозах погоды на радио продолжают говорить о радиоактивном загрязнении, а на недалекой российско-норвежской границе стоят специальные сканеры, которые проверяют машины на предмет незаконного вывоза радиоактивных веществ.