Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Прошло десять лет со времени октябрьских событий 2000 года. Общественная дискуссия об израильских арабах, как всегда, сопровождалась в эти дни еврейским покаянием ("мы были виноваты"; "мы совершили преступление"). Разумеется. Ведь евреи всегда виноваты.
В Европе, как известно, нет никаких проблем. И пусть положение мусульман в Европе хуже, чем в Израиле. И пусть вся Европа в эти дни дрожит от страха, опасаясь мусульманского террора. И пусть молодые мусульмане, выросшие и воспитывавшиеся в Великобритании, с ее равенством и мультикультурным обществом, все чаще обращаются к радикальному исламу. Однако претензии лучше всего предъявлять Израилю.
Некоторые претензии достаточно справедливы. Все еще существует дискриминация. Имеет место несправедливое распредение ресурсов и средств. Достаточно прочитать отчеты общественной организации "Сикуй", чтобы понять, что Израиль все еще далек от справедливого распределения ресурсов между различными секторами населения. И тот факт, что положение мусульман в Европе гораздо хуже, а дискриминация этой группы населения там намного серьезнее, чем у нас, не освобождает израильское общество от необходимости стремиться к полному равноправию. Только вот израильские арабы сами делают все, чтобы оправдать подозрительность и отчужденность, которые испытывает по отношению к ним еврейское большинство. Тот, кто открыто выражает солидарность с ХАМАСом, не может предъявлять претензии по пооводу дискриминации. Пусть ищет равенство под опекой ХАМАСа.
Большая часть израильских арабов далека от ХАМАСа. И хорошо, что так. Многие арабские деятели, требующие равноправия, казалось бы, опираются на либеральные западные модели,. И при этом они прилагают максимум усилий для того, чтобы уничтожить любой шанс на равноправие. Недавно глава муниципального совета поселка Арабе Омер Насер позвонил директору местной школы и велел выставить за дверь четырех волонтерок, проходящих альтернативную службу. Генеральный директор гражданского управления альтернативной службы Сар-Шалом Джерби уже обратился в министерство внутренних дел с просьбой расследовать этот инцидент.
Давайте проясним ситуацию: речь идет о четырех арабских девушках, единственным желанием которых было работать на благо своей общины, внутри самой общины. Не по поручению ШАБАКа или Совета поселений Иудеи и Самарии. В арабском секторе есть много молодых людей, которые проходят альтернативную службу. И есть сотни арабских парней и девушек, которые желают пройти такую службу. Проблема заключается в том, что нет достаточного количества мест для этих людей. Государственные структуры, проявляя преступную глупость, поворачиваются спиной к тем (и таких немало), кто высказывает желание добровольно участвовать в альтернативной службе, демонстрируя этим свою солидарность с государством Израиль.
На этой неделе один из лидеров арабского сектора выступил в утренней программе радиостанции "Решет гимел", чтобы рассказать о дискриминации израильских арабов. Ведущая программы Керен Нойбах задала ему вопрос об альтернативной службе. Мы готовы пойти на это, сказал он, но хотим, чтобы все происходило вне рамок министерства обороны. Если бы это происходило под эгидой министерства социального обеспечения, подчеркнул собеседник Керен Нойбах, мы с радостью согласились бы этой идеей. Глава местного совета Араба также использовал этот аргумент в интервью арабской газете. Арабские деятели беспардонно лгут. Альтернативная служба вот уже многие годы действует под эгидой министерства главы правительства.
Список учреждений, в которых можно проходить добровольную службу, почти неограничен. В списке можно найти такие учреждения и организации, как Центр мира Шимона Переса, "Врачи за права человека", "Международная амнистия" и другие. Так что аргументы арабских деятелей против альтернативной службы выглядят особенно лживыми и убогими. Речь идет о целенаправленной стратегии отчуждения арабского населения от государственных институтов.
Все сказано выше не означает, что государство Израиль не несет никакой ответственности за такие явления, как Азми Бешара, Ханин Зуаби, шейх Раэд Саллах или глава местного совета поселка Арабе. Проблема в том, что на отношения между евреями и арабами в государстве Израиль оказывают влияние чувства, эмоции, обиды. Когда руководство израильских арабов прилагает максимум усилий с целью усилить отчужденность арабского населения от еврейского большинства – стремление к совместным действиям во имя равноправия среди еврееев также идет на убыль. Когда Ханин Зуаби предпочитает выражать солидарность с ХАМАСом, а не с идеей мирного урегулирования конфликта между двумя народами, - чувство взаимного отчуждения только возрастает.
В культурном центре имени Мухаммада Дервиша в поселке Арабе состоялась недавно конференция под названием "Не будем служить палачам своего народа". Если добровольная служба арабских девушек на благо своей собственной общины рассматривается, как "служба палачам" - не стоит ждать равноправия. Не из-за действий израильского правительства, а в первую очередь из-за коррумпированного руководства арабского сектора, которое совместной борьбе за равноправие предпочитает подстрекательскую деятельность.