Едва прошла неделя после бесцеремонной детронизации мэра Юрия Лужкова, начались новые интриги, в их числе — попытка вычеркнуть из истории его придворного скульптора.
Приятель Лужкова Зураб Церетели пользовался его покровительством долгие годы и за это время изменил облик города, добавив к нему гигантские сооружения, из которых самое большую ненависть вызывает статуя Петра I высотой в пятнадцатиэтажный дом.
Сначала Церетели хотел сделать статую Христофора Колумба и предложить ее какому-нибудь городу в США — в честь пятисотлетней годовщины его великого путешествия, отмечавшейся в 1992-м году. За несколько лет это предложение отвергли Балтимор, Нью-Йорк и еще несколько городов, включая даже город Колумб в штате Огайо. Тогда Церетели уговорил принять его проект пуэрториканцев, а сам занялся проектированием Петра, который выглядел почти так же, как Колумб, только голова другая.
Не успел уволенный президентом Дмитрием Медведевым после громкой ссоры Лужков уйти (хотя в мэрию он все равно ходил, как бы говоря, что какому-то там президенту его не выгнать), как муниципальные власти заговорили о том, чтобы куда-нибудь переместить Петра — одно из множества творений Церетели, выставленных на всеобщее обозрение за восемнадцатилетний период правления Лужкова.
Во вторник появилась информация, что исполняющий обязанности мэра Владимир Ресин поднял этот вопрос на заседании в понедельник. С опровержением этого никто не выступил, хотя, чтобы избавиться от Петра, с 1997-го года задумчиво нависающего над Москвой-рекой неподалеку от Кремля (где Лужков поставил его в дань уважения российскому военному флоту, созданному царем в этом месте тремястами годами ранее), понадобится нечто большее, чем росчерк пера.
Перенос гиганта (он весит тысячу тонн) может обойтись в 32,7 миллиона долларов, как сообщил информационному агентству «РИА Новости» председатель комиссии московской городской думы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. Это составляет почти половину суммы, затраченной на его создание.
Мысль о том, чтобы потратить деньги на перенос статуи, ввергает некоторых москвичей в такой же ужас, как и ее загадочная образность: разбросанные тут и там знамена, галеоны, свитки, плащи, а также выбранное для нее место — пьедестал у реки, на котором она смотрится как выброшенный на берег приливом и застрявший там злополучный корабль.
«Это уродство, — считает член объединения защитников памятников архитектуры Наталия Самовер, — и оскорбление городу. Сначала он сделал Колумба, а потом просто отлил такую же статую. Мы давно ждали этого решения».
Далее Самовер назвала несколько постепенно разрушающихся зданий, в том числе — дом купца XVII века, год назад лишившийся крыши, и еще один шедевр стиля модерн, беззащитный перед стихией. Самовер считает, что нужно забыть о Петре и спасать память о прошлом Москвы.
Того же мнения придерживаются и прочие москвичи. В студии радиостанции «Эхо Москвы» телефон разрывался от звонков.
«Если переносить будет слишком дорого, может, просто взорвать ее надо? С этим чудовищем только так», — сказал кто-то из звонивших.
Директор московского Карнеги-центра Дмитрий Тренин сказал, что статуя — это памятник первым восемнадцати годам постсоветского периода.
«Я не ее поклонник, но это как Мавзолей Ленина. Один из памятников истории. Пусть будет», — сказал он.
Преподавателю Московского архитектурного института Наталии Душкиной не нравится, что изменился облик Москвы, но она согласна с Трениным, опасаясь, что власти уцепятся за Петра, чтобы отвлечь всеобщее внимание от разрухи и сносов зданий в историческом сердце Москвы.
«Нам нужен план защиты центра города, — сказала Душкина. — Вот о чем нам надо подумать».
Что же касается Петра, то — а куда его девать? Может, в Санкт-Петербург, который он построил специально, чтобы затмить Москву? Душкина говорит, что надо переместить его туда и оставить на пустынном берегу Финского залива, подальше от исторического города, который он так любил.
И она процитировала несколько строк из поэмы Пушкина «Медный всадник», которую каждый российский школьник затвердил наизусть. В поэме говорится о том, как царь Петр Великий мечтал о новом городе:
На берегу пустынных волн // Стоял он, дум великих полн, // И вдаль глядел...