Агентство РИА «Новости» опубликовало сравнительную стоимость строительства дорог в Москве, России, ЕС, США и Китае. Разница поражает воображение.
Дешевле всего строить дороги в Китае – около 2,2 миллиона долларов за километров, в то время как в США и Евросоюзе стоимость строительства более-менее равна и составляет 6 миллионов и 7 миллионов долларов соответственно. Однако, как сообщил представитель Министерства транспорта РФ, стоимость строительства дорог в России – одна из самых высоких в Европе, здесь километр дороги стоит 17,6 миллиона долларов по стране и огромную сумму в 51,7 миллиона долларов в Москве.
В середине сентября премьер-министр Владимир Путин объявил делегатам съезда партии «Единая Россия», что за следующие пять лет государство планирует построить 14 тысяч километров дорог, и что все федеральные трассы будут отремонтированы и доведены до современных стандартов к 2020 году.
Так почему же строительство дорог в России стоит так дорого? Если коротко, то развитию российской инфраструктуры по-прежнему мешает наследие Советского Союза: в то время как на Западе строительные компании часто получают пустой участок земли, на который нужно просто уложить гравий и асфальт, чтобы получилась дорога, российским компаниям приходится приобретать землю, убирать все, что там есть (включая то, что находится под землей), а затем еще часто реконструировать часть близлежащих зданий. И это не говоря уже о времени и бюрократическом кошмаре, сопровождающем все эти действия – особенно, если речь идет о Москве. «Большая часть проблем со стоимостью является отражением исторического подхода, использовавшегося в советские времена, - говорит заместитель гендиректора по развитию компании «Мостотрест» Максим Бакшинский. – На Западе они рассчитывают стоимость, базируясь на стоимости материалов и трудовых ресурсов, использующихся при строительстве дороги, но в России стоимость включает в себя покупку земли, восстановление любой инфраструктуры или коммуникаций, находящихся на этой земле – по закону их необходимо восстановить или перенести в другое место».
Клиенты, которые хотят построить новую дорогу – в Москве в этой роли обычно выступает муниципальное правительство – нанимают подрядчика, на которого ложится не только само строительство, но и решение всех этих остальных проблем, что называется «под ключ», говорит Бакшинский. «Сумма контракта включает в себя стоимость земли, зданий, судов, коммуникаций и инфраструктуры. У нас был контракт на строительство участка четвертого транспортного кольца в Москве, в 10 километрах от Кремля. Согласно контракту, генеральный подрядчик должен не только провести строительство, но и полностью подготовить строительную площадку: провести покупку земли, перенести различные системы коммуникаций – канализацию, телефонные линии и прочее. Все это требует огромных расходов, так как мы говорим о строительстве в центре Москвы, где стоимость земли высока. Нам пришлось иметь дело с десятками владельцев, зданий, частных гаражей, сложных коммуникаций, канализацией, газопроводом и телефонными линиями, проложенными на глубине 20 метров под землей. Стоимость составила 66 миллиардов рублей (2,2 миллиарда долларов) за пять километров дороги – иногда те, кто не понимает особенностей отрасли, сравнивают эти расходы со стоимостью строительства Большого адронного коллайдера».
Длительные переговоры
Процесс строительства является затяжным и сложным. Перво-наперво, нужно получить в собственность землю, на которой будет проходить строительство. Москва – это огромный город, но так как многие из ее зданий находятся под защитой, а все строительство жестко регламентируется муниципальным правительством, в крупнейшем городе Европы существует недостаток современных офисных и жилых помещений. Цены на недвижимость начали расти в 2003 году, сделав Москву одним из трех самых дорогих городов мира (хотя с тех пор, если верить швейцарскому банку UBS, она откатилась назад, на 56-е место).
Хотя муниципальное правительство поддерживает подрядчиков, чтобы удерживать цены на землю на обоснованном уровне, подрядчику все равно нужно проводить все переговоры с владельцем, а также проходить через кафкианский бюрократический процесс, связанный с передачей собственности мэрии. Затем необходимо расчистить все, что находится на этой земле. По закону, любая инфраструктура или объекты коммуникаций должны быть удалены и восстановлены в другом месте (включая покупку дополнительной земли для размещения), что включено в стоимость. Но, вероятно, самая сложная проблема – это то, что находится под землей. За последние двадцать лет Москва изменилась до неузнаваемости, и ее рост, по большей части, был не запланирован: здания и их инфраструктура добавлялись постепенно, когда появлялись деньги. В результате мы имеем город, являющийся переплетением труб, линий электропередач и телефонных сетей, большинство из которых принадлежат разным владельцам.
Сама земля может принадлежать частному владельцу; канализационные трубы принадлежат муниципальному правительству, а если очень не повезет, в переплетении может оказаться и принадлежащая федеральному правительству линия телефонной связи (как те, что соединяют Кремль с другими правительственными зданиями, разбросанными по городу), и в этом случае подрядчику нужно подавать заявку в Федеральную службу безопасности (ФСБ), чтобы получить разрешение на перенос линий – даже если речь идет о нескольких метрах. С российской бюрократией всегда было непросто иметь дело, даже на самых простых проектах – а сложнее дорожного строительство вряд ли что-то придумаешь.
Задача подрядчика состоит в том, чтобы пробраться сквозь это болото, и чем быстрее это будет сделано, тем больше заработает компания. «Если сравнить реальную стоимость самого строительства дорог в России, то она окажется примерно такой же, как в Германии, - говорит Бакшинский. – Стоимость труда у нас ниже, но мы много инвестируем в ультрасовременное оборудование, чтобы улучшить нашу производительность».