Можно со всей уверенностью сказать, что у преемника экс-мэра Юрия Лужкова отношения с федеральным правительством будут лучше, чем у самого Лужкова и у его администрации. Дело в том, что новый мэр будет назначаться президентом и иметь поддержку администрации премьер-министра и ключевых министерств. В практическом смысле можно было бы ожидать, что теперь федеральное правительство будет щедрее финансировать столичные проекты и активнее помогать городу превратиться в более значимый деловой и финансовый центр.
Хотя подобный оптимизм в целом не лишен основания, беда в том, что у министерства финансов не так уж много свободных средств. Чтобы Москва стала более значимым финансовым центром, необходим намного более серьезный прогресс в реформах на федеральном уровне.
Несмотря на это, на прошлой неделе многие все равно выражали надежду на то, что новый мэр сумеет наладить отношения с Кремлем и Белым домом и сможет исправить местную манеру ведения дел, о недостатках которой сейчас много говорят. Есть неплохой шанс на то, что перемены в мэрии послужат катализатором для экономического развития региона. Лужков и его команда, без всякого сомнения, обладали практически полным контролем над основными движущими силами московской экономики и плотно контролировали развитие города. Собственно в том, что у них были при этом свои деловые связи и экономические приоритеты, и состояла проблема .Они постоянно сталкивались с федеральным правительством - особенно из-за инфраструктурных и строительных проектов, - и эти споры несомненно снижали темпы роста экономики города.
Только в этом августе, городская администрация выдвинула план на сумму в 4 триллиона рублей по улучшению транспортной инфраструктуры Москвы. Город предварительно уже выделил на этот проект 300 миллиардов рублей из собственных ресурсов и дал понять, что готов довести эту сумму до триллиона. Остальные деньги должны были придти из федерального бюджета. Неудивительно, что Министерство финансов сходу отвергло проект. Однако, хотя Министерство финансов вообще настроено сокращать расходы везде, где только можно, если бы отношения между мэрией и правительством были лучше, стороны, безусловно, пришли бы к компромиссу вместо безоговорочного отказа. Между тем, трудно отрицать, что предусмотренные проектом 365 километров железных дорог и 120 километров метрополитена необходимы городу.
К тому же, хотя для министра финансов Алексея Кудрина главное – удержать бюджетный дефицит в течение ближайших трех лет на как можно более низком уровне и по максимуму обеспечить для основных направлений проектное финансирование и частно-государственное партнерство, в следующем году более важную роль могут начать играть политические приоритеты. «Единая Россия» готовится защищать свои господствующие позиции на выборах в Государственную думу, и кто будет мэром Москвы для нее крайне важно. Лужков всегда успешно добивался от москвичей голосования за «Единую Россию», но проблема в том, что если бы ему даже разрешили досидеть на посту мэра до конца срока (который истекает в следующем июле), до назначенных на декабрь выборов все равно осталось бы пять месяцев – конечно, если бы Лужкова не назначили еще на один срок. Пяти месяцев явно недостаточно, чтобы подготовить нового мэра к исполнению одной из его главных обязанностей – обеспечению голосов для Единой России» на думских и региональных выборах. Год – это уже намного лучше. Это одна из причин, по которым президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин решили уволить Лужкова именно сейчас. Им нужно достаточно времени, чтобы подготовить нового мэра к думским выборам.
Также для Кремля и Белого дома важно обеспечить выборам 2011 и 2012 годов (в 2012-м в России пройдут выборы президента) благоприятный экономический фон. Поэтому, просьбы новой мэрии о финансировании будут встречаться с большим пониманием, чем просьбы Лужкова. Правительство будет стараться, чтобы было заметно, что оно поддерживает развитие города. Ему совершенно не нужно, чтобы люди сочли, что оно препятствует этому процессу.
Однако, если перемены в мэрии и улучшение отношений с федеральным правительством и скажутся положительно на некоторых городских проектах, сами по себе они не окажут большого влияния на то, как будут воплощаться в жизнь амбиции Москвы по превращению в более значимый деловой и финансовый центр. Причем речь идет не только об амбициях городских властей, но и о важном элементе плана Медведева по модернизации России.
Справиться с печально известными московскими пробками и обеспечить город большим количеством доступных гостиниц важно. Однако еще важнее изменить репутацию России как места для ведения бизнеса и направления для инвестиций. В настоящий момент международные портфельные и стратегические инвесторы думают о ней крайне плохо. Сейчас недооцененность российского фондового рынка относительно других крупных развивающихся фондовых рынков близится к историческому максимуму. Если не считать инвестиции в добывающую промышленность и в оффшорные центры, такие как Кипр, реальный объем прямых иностранных инвестиций пренебрежимо мал. Если бы соотношение прямых иностранных инвестиций и ВВП у России было таким же, как у других крупных развивающихся экономик, каждый год в нее бы приходили до 75 миллиардов долларов. Этого более чем достаточно, чтобы ускорить диверсификацию экономики. Однако для этого не склонные к риску компании, такие как Wal-Mart, должны увидеть, что в России улучшился инвестиционный и деловой климат. Образ России в глазах инвесторов в большей степени формируют неприятные (хотя и соответствующие действительности) истории, которые они читают в СМИ, чем избыточно дорогие гостиницы и чудовищные пробки.
В то же время некоторого прогресса уже удалось добиться. Призывы Медведева к модернизации выглядят как знак практической и заслуживающей доверия смены приоритетов правительства. Были проведены определенные реформы — например, у России скоро будет давно необходимый закон против инсайдерских сделок. Много других законов, способных улучшить деловой климат сейчас проходят обсуждение. Наконец, похоже, Россия всерьез вознамерилась вступить в 2011 году во Всемирную торговую организацию. Это положительно скажется на ее имидже. В любом случае, Россия определенно решила улучшить свой деловой и инвестиционный климат, в особенности в Москве, и смена московского мэра – важный элемент нового процесса.
Крис Уифер – главный стратегический аналитик «Уралсиб Кэпитал».