В сентябре министр обороны Эхуд Барак совершил исторический визит в Москву, встретился со своим коллегой Анатолием Сердюковым и заключил договор о сотрудничестве в области обороны, допустив расширение сотрудничества по целому ряду вопросов военного характера, в частности, увеличение поставок России израильского оружия. Но лоск, наведённый на отношения в результате этой сделки, быстро пооблупился, потому что не прошло и двух недель, как министр обороны России, небрежно отмахиваясь от возражений Израиля, объявил о продаже передовых крылатых противокорабельных ракет «П-800» Сирии.
Стимулов к улучшению отношений с Россией существует предостаточно, и это может привести к повышению дипломатической поддержки, к сотрудничеству по иранскому вопросу и, разумеется, к открытию возможностей заключения прибыльных контрактов; в частности, в прошлом году Израиль продал России двенадцать беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Однако есть надежда, что выводы, сделанные из факта продажи противокорабельных ракет Сирии, будут восприняты должным образом, в особенности представителями нашего внешнеполитического истеблишмента, — поскольку Россия в обозримом будущем не станет нашим надёжным дипломатическим партнёром. Её внешнеполитические задачи нацелены не на стабилизацию обстановки на международной арене, а на возвращение себе могущества и повторное превращение в великую державу и страну-«тяжеловеса».
Для этого требуется действовать сразу на многих фронтах. Один из самых значительных аспектов текущего внешнеполитического курса России заключается в том, чтобы вернуть себе влияние в так называемом «ближнем зарубежье», то есть в бывших республиках Советского Союза. Так, в последние месяцы был продлён до 2044-го года срок аренды военной базы в Армении и до 2042-го — военно-морской базы в украинском портовом городе Севастополе. Москва отказалась вывести оккупационные войска с грузинских территорий Абхазия и Южная Осетия, тем самым уклонившись от выполнения условий соглашения о прекращении огня, которое положило конец российско-грузинской войне 2008-го года. Развёртывание зенитных ракет «С-300» в Абхазии — лишь последняя в череде иллюстраций того, как Россия делает из Абхазии наглядный пример своей реакции на отдаление от Москвы вассалов бывшей империи.
Кроме того, Россия делает шаги по демонстрации силы и влияния и на большем отдалении, в частности, на Ближнем Востоке; поставки передовых систем вооружения антизападно настроенным странам (Сирия, Иран) — это, безусловно, способ сделать так, чтобы все это почувствовали. Совершая подобные продажи (или грозясь их совершить), Россия наращивает своё влияние в регионе и на международных форумах, где стремятся разрешить региональные конфликты.
Контракт с Ираном на поставку передовых комплексов «С-300», конечно, тоже можно рассматривать в этом свете, и то, что США так активно соблазняли Россию отказаться от этой сделки (а также то, что в конечном итоге соблазнили), дало Москве желанное чувство собственной значимости, а также полезный аргумент, при помощи которого были выторгованы уступки (или, во всяком случае, молчание) в вопросах, касающихся её дел в Грузии и «ближнего зарубежья».
Недавно были заключены и другие контракты на поставку оружия, в частности: двадцать девять (или больше) передовых ракет «земля-воздух» класса «Тор-М1» (ими можно сбивать самолёты, крылатые и самонаводящиеся ракеты, и теперь они развёрнуты вокруг самого важного завода по обогащению урана в иранском Натанзе); тридцать шесть или больше систем противоракетной обороны «Панцирь» для Сирии (возможно, десять из них переданы Ирану, перепоручившему оформление покупки сирийцам); переносные зенитные ракеты «СА-18» для Сирии (часть передана «Хезболле») и прочее; всё это говорит о том, что (вне зависимости от истинных мотивов), Россию в настоящее время нельзя считать надёжным партнёром в том, что касается внешнеполитических задач и соображений безопасности.
То, что Россия ремонтирует сирийский порт Тартус, а также то, что она договорилась с Сирией о развёртывании там постоянной базы для своего флота в Средиземном море, — это очередной важный шаг в кампании по возвращению былого могущества. То, что после 2006-го года Кремль по меньшей мере трижды принимал у себя лидера «ХАМАСа» Халида Машаля, тоже говорит о том, что Россия пытается закрепить своё возвращение в одну из бывших сфер влияния.
Но дело не только в ненадёжности связей с Россией — дело ещё и в том, что её нынешний внешнеполитический курс и её глобальные амбиции по самой своей природе носит реваншистский, экспансионистский и зачастую воинственный характер, и это должно побудить политиков получше подумать о том, с какими странами и режимами должна вступать в союз и торговать оружием наша страна.
Нельзя сказать, что Израиль может многим похвастаться в том, что касается лицензирования поставок оружия сомнительным режимам. Мы продали большое количество передовых вооружений южноафриканскому правительству в эпоху апартеида, поставляли ракеты «воздух-воздух» и БПЛА Китаю, а также пытались продать ему передовые системы слежения. Последние события вокруг России должны стать поводом для размышлений.
То, как Россия расчленяет Грузию, а также строительство ею в Иране Бушерской атомной электростанции, поставки оружия едва ли не самым нежелательным режимам в мире, агрессивность по отношению к Европе в области поставок природного газа и множество других конфликтных действий должно побудить Израиль всерьёз задуматься о том, стоит ли выстраивать военное сотрудничество с подобным режимом.
Понятно, что, находясь во враждебном окружении, Израиль хочет искать новых стратегических партнёров.
Также понятно, что Иерусалим должен пытаться по возможности разряжать напряжённость в отношениях с Москвой, и если для этого понадобится прекратить все поставки оружия Грузии, чтобы предотвратить самые вопиющие случаи продажи российского оружия, в частности, комплексов «С-300» Ирану, то за это можно и заплатить.
Но активно соблазнять Кремль соглашениями о сотрудничестве в области обороны, торговле оружием и совместном производстве — это, пожалуй, наивно и, возможно, ещё и беспринципно. Наше государство уже дало понять, что в свете последних случаев продажи российских ракет Сирии заключение части предполагаемых контрактов на поставку оружия России может быть отложено. Таким образом, российско-сирийская сделка, возможно, возымеет позитивные последствия, так как, судя по всему, она разоблачит неразборчивость в средствах и конфликтность внешнеполитического курса Москвы.
Будем надеяться, что это даст дополнительное время на размышление тем, кто готов вступить в союз с кем угодно, лишь бы можно было заработать.
Автор статьи живёт в Иерусалиме и занимается научными исследованиями и аналитикой. Он сотрудничал с несколькими израильскими аналитическими центрами и служил в информационной службе ЦАХАЛа