Цель Организации Североатлантического договора, как выразился ее первый генеральный секретарь лорд Исмей (Ismay), заключалась в том «держать русских вне Европы, американцев — в Европе, а немцев — под контролем Европы». Сегодня же единственная причина существования НАТО, судя по всему, заключается в том, чтобы служить оправданием пребывания американцев «в Европе», тогда как никакой потребности в американском военном участии в европейских делах больше нет. Положив конец паникерству, разводившемуся в течение последних лет, Европа больше не ощущает никакой угрозы со стороны России, которую европейцы, кажется, понимают куда лучше американцев. Германия же после воссоединения стала экономическим и политическим сердцем миролюбивого Европейского Союза. Спустя шестьдесят лет со дня основания и почти 20 лет с момента окончания холодной войны, пришло самое время свернуть НАТО.
В конечном счете, главный аргумент в пользу сохранения такого реликта, как НАТО — это то, что альянс является опорной структурой для проецирования военной силы в отдаленные регионы земного шара, где американские интересы еще более расплывчаты. Другими словами, задачи организации, которая некогда представляла собой исключительно оборонительный альянс, созданный для обеспечения европейской безопасности, теперь далеки как от обороны, так и от Европы. Мало того, что альянс устарел в глазах европейских союзников Америки, которые видят все меньше причин участвовать в миссиях в отдаленных регионах, также он в потенциале является инструментом, с помощью которого США сможет оправдать военное вмешательство в тех районах Азии и Африки, где у Америки не имеется ни одного важного интереса, который находился бы под угрозой. Поддерживая существование НАТО, Вашингтон оставляет для себя открытой возможность вмешиваться в жизнь обширной части земного шара, в то же время альянс обеспечивает поверхностное «многостороннее» покрытие, позволяющее сделать американское военное вмешательство за границей более приемлемым с политической точки зрения.
Девять лет спустя после событий 11 сентября, больше нет смысла (да и был ли он вообще?) просить канадских, британских и других солдат, рискуя своими жизнями участвовать в американской войне в Афганистане. Как бы мы ни ценили и ни уважали поддержку, которой нас обеспечивали наши союзники по НАТО, мы не должны втягивать их в конфликты, которые на самом деле никак их не касаются. Миссии в отдаленных регионах будут проводиться снова и снова, так как альянс выискивает новые конфликты, в которые можно было бы вмещаться, чтобы предъявить оправдание его существования. Европейские страны ясно устали от этого, и, кроме того, в настоящее время подобные миссии им не по карману. Потребность в урезании затрат вынудила правительства европейских стран, и даже новое коалиционное британское правительство, сильно сократить свои военных бюджетов.
Превращение НАТО в политический клуб демократических государств с хорошей репутацией тоже не выход для устаревшего альянса. Как нам показала два года назад война в Грузии, предложенное расширение НАТО таит в себе большую угрозу для мира в Европе, чем его распад. Опять же, это именно то, что поняло тогда большинство европейских правительств, и что отказался увидеть Вашингтон. Без веры в то, что Грузия пригодна и в конечном счете получит добро на вступление в альянс, маловероятно, что грузинский президент Михаил Саакашвили стал бы обострять конфликт с сепаратистскими регионами и втягивать свою страну в войну с Россией. Тот конфликт прекрасно показал, что существование альянса больше не приносит пользы. И если его не расформировать, он может стать угрозой для всего того, что изначально должен был охранять.
Америка не нуждается в устаревшем альянсе и не должна настаивать на том, чтобы он продолжал существовать. Создание НАТО являлось творческим решением — альянс был спроектирован в полном соответствии с условиями безопасности, сложившимися после окончания Второй мировой войны. Успех был ошеломительным. Но пришло время, когда американцы должны пересмотреть свое видение мира. И первым шагом к тому станет роспуск альянса, который не нужен ни Америке, ни Европе.