Украинский президент Виктор Янукович рассчитывает на начинающийся в четверг визит в Париж, чтобы сбалансировать политику, ориентированную на сближение с Россией.
- Конституционный суд отменил политреформу, принятую во время «оранжевой революции» в 2004 году. Это означает усиление президентских полномочий, что оппозиция называет отходом в авторитаризм. Что Вы на это скажете?
- Решение Конституционного суда вынесено в соответствии со всем процедурами, в отличие от политреформы 2004 года. Я убежден, что возврат к Конституции 1996 года – хорошее решение для Украины. Так ликвидируется приводивший к конфликтам дисбаланс ветвей власти. Конфликты повлияли на политическую ситуацию в стране, экономику и образ Украины в мире, потому что мы не смогли выполнить международные обязательства. Мы собираемся привести наше законодательство в соответствие с нормами Конституции 1996 года. Нами должны руководить не соображения политической выгоды, а строгое соблюдение закона.
- А что Вы скажете насчет растущего беспокойства по поводу отхода Украины от демократических принципов?
- Мы восстановили Конституцию 1996 года, устранив важную юридическую ошибку. Восторжествовал принцип правового государства, а именно правовое государство является гарантом демократических свобод.
- Вы выступаете за сбалансированные отношения Украины с соседями. Но с момента вашего прихода к власти в феврале Вы восстановили хорошие отношения с Москвой, согласившись, в частности, продлить соглашение по присутствию российского ВМФ в Севастополе. Такая политика сбалансированной не кажется …
- Я уделяю пристальное внимание нашим отношениям с Россией, ведь они были основательно испорчены. И последствия этого были ужасающими. Царила атмосфера всеобщего недоверия, торговый оборот упал с 40 до 13 миллиардов долларов. Из-за этого не были выполнены наши международные обязательства, в частности, перед Европой по транспортировке природного газа. Доверие, существовавшее ранее, сложно восстановить. Это требует множества усилий и времени. В настоящий момент важно запустить практические механизмы экономического сотрудничества между Украиной и Россией. За семь месяцев торговый оборот вырос на 70%. Это вытекает из наших национальных интересов и способности выдержать экономический кризис. Но стратегическая цель Украины изменений не претерпела. Наша страна продолжает работать над сближением с ЕС. Россия не мешает нам проводить в жизнь необходимые для этого реформы. Наоборот, Россия способствует правильному ходу этих программ.
- Станет ли возможным заключение соглашения об ассоциации на саммите ЕС-Украина 22 ноября, куда входит договор о свободной торговле и план действий по отмене виз?
- Я уверен, что мы подойдем к подписанию этих документов. Работа должна вестись с обеих сторон. Во время визита во Францию я выполню часть этой работы. Нам нужно обсудить некоторые пункты соглашения о свободной торговле, потому что есть очень щекотливые аспекты, как и для нашей, так и для вашей страны.
- Сельскохозяйственная отрасль?
- Да. Не буду вдаваться в детали. Я лишь желаю, чтобы дискуссия была полной и учитывала важность и остроту вопросов, в первую очередь, по форме.
- Владимир Путин заявил, что готов снизить цену на газ для Украины, если «Газпрому» разрешат создать СП с украинским «Нафтогазом». Вы готовы пойти на подобную сделку?
- Мы обсуждаем с Россией возможность создания подобного СП, но слияния двух компаний это не означает. Нас прежде всего интересует возможность добывать газ на территории России и перевозить его на Украину. Москву же, главным образом, интересует доступ к газораспределительной сети Украины. Мы готовы обсуждать эти вопросы с Россией. Не исключено, что Россия и Украина договорятся вместе о модернизации газопроводов, в частности, о совместном управлении новыми отрезками системы транспортировки газа. Наша цель – восстановить доверие между поставщиком, то есть Россией, и покупателем, Европой, через посредника, Украину. Мы собираемся сделать все возможное, чтобы восстановить доверие.
- Не следует ли опасаться, что Россия пытается взять под контроль газораспределительную систему, а также другие стратегические промышленные секторы Украины - атомную отрасль и авиастроение?
- Россия ищет способ расширить влияние на Украину, это совершенно логично. Но совершенно логично и то, что Украина защищает свою независимость в перечисленных вами только что отраслях. Этот принцип ясен и никогда не станет предметом торга. Я настаиваю: мы стремимся, чтобы развитие наших экономических отношений с Россией не мешало защите национальных интересов и государственной независимости.
- Идея газового консорциума между ЕС, Украиной и Россией актуальна до сих пор? Может ли Франция сыграть какую-либо в этом роль?
- Переговоры до сих пор ведутся. Мы предложили европейским и российским партнерам высказать собственную точку зрения. Мы желаем иметь партнера в Европе, но что касается вопроса, какие именно компании будут задействованы, я скажу, что среди тех, кто будет выбран, будут фигурировать самые активные и заинтересованные.
- Президент Саркози предложил создать между ЕС и Россией общее экономическое пространство. Он выскажет эту идею, вероятно, во время саммита в Довилле, на котором будут участвовать Владимир Путин и Ангела Меркель. Украина может присоединиться к подобной инициативе?
- Если создавать подобное общее экономическое пространство, то обойти Украину будет сложно.
- Что Вы ожидаете от визита в Париж?
- Я очень люблю Францию. Приехать в Париж для меня - большое удовольствие. У меня создается впечатление, что между нашими странами на высшем уровне была пауза в отношениях. Я предложу президенту Саркози сделать все, чтобы придать динамику двухсторонним экономическим и политическим отношениям. Я уверен, что это в интересах обеих стран. От этого визита я ожидаю позитивных решений, нам есть что сделать сообща.
- Может ли Франция помочь Украине в переговорах с ЕС?
- Мы в этом очень нуждаемся. У меня хорошие отношения с президентом Саркози, и мы должны претворить эти хорошие отношения в весьма конкретные решения.