Жители Центральной Европы славятся своим стойким пессимизмом. Об этом хорошо сказано в одной венгерской пословице: "Мы знаем, что следующий год станет годом средним - потому что он будет хуже нынешнего, но лучше того, что за ним". Такой менталитет по принципу "стакан наполовину пуст" наглядно проявился в июле 2009 года, когда группа известных центральных европейцев написала открытое письмо президенту Обаме, в котором они пожаловались на отсутствие взаимодействия с администрацией США. И хотя тактика, стоящая за публикацией такого письма, продумана плохо, оно отражает истинные чувства Центральной Европы.
В равной мере гнетущее настроение создают и события в Центральной и Восточной Европе, где снова набирает силу национализм, где крайне трудно поколебать существующую коррупцию, где произошла трагедия с гибелью многих представителей польской элиты во время авиакатастрофы под Катынью, и где финансово-экономический кризис наносит удар за ударом по уязвимому и незащищенному населению. Но осенью 2010 года появилось нечто, возродившее оптимизм.
Чешский министр иностранных дел Карел Шварценберг (Karel Schwartzenberg) излагает программу политического и экономического сотрудничества по целому ряду вопросов, начиная с Афганистана и противоракетной обороны, и кончая налаживанием контактов с восточными партнерами Евросоюза (с Украиной, Грузией и прочими странами) и научными обменами.
Молодой и четко формулирующий свои мысли министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов (Nikolay Mladenov) намерен укреплять партнерство своей страны с Соединенными Штатами в рамках НАТО, со странами Балканского полуострова и причерноморского региона.
Министр обороны Македонии Зоран Коняновски (Zoran Konjanovski) рассказывает о том, какой вклад его страна намерена вносить в операции НАТО, а также подтверждает готовность Македонии вступить в альянс сразу после урегулирования спора с Грецией по поводу названия своего государства.
И все это за одни сутки. Выглядит так, будто мы после долгого застолья на следующий день проснулись и поняли, что надо все-таки заниматься делом. А дел много.
По мнению США, программу действий в Центральной Европе можно условно поделить на четыре части. Во-первых, взаимодействие и сотрудничество со странами данного региона на их собственных условиях. Мы допустили ошибку, полагая, что начавшийся в 1989 году переход завершился. Экономический спад, ослабление солидарности в масштабах ЕС и все еще неустойчивые политические институты показали, что проблемы сохраняются. Продолжение контактов и сотрудничества между США и странами региона имеет большое значение, так как это поможет задать правильное и устойчивое направление развитию внутренней ситуации в странах-союзницах из Центральной Европы.
Во-вторых, очень важно, чтобы США продолжали свое содействие Центральной Европе как региону, прочно встроенному в структуру ЕС, а также поддерживали солидарность между Западом и Востоком. На начальном этапе процесса расширения НАТО и Евросоюза Соединенные Штаты возглавили наступление, помогая этим государствам в полное мере интегрироваться в европейские институты. Но позднее появилось нечто похожее на разделяющее их соперничество. Кому отдают предпочтение США: "старой" или "новой" Европе? Настаивают ли западные союзники на том, чтобы центральные европейцы выбирали между Соединенными Штатами и Европой? Такие разногласия в конечном итоге носят деструктивный характер. Живя в демократических, основанных на рыночной экономике странах, верящих в свободу, права человека, власть закона, коллективную безопасность и общее процветание, мы все являемся частью единого сообщества. Вот почему работа над ПРО в рамках НАТО и налаживание контактов с Украиной и Грузией параллельно реализации программы Восточноевропейского партнерства ЕС так важны.
В-третьих, у нас остаются незавершенные дела. Проект создания единой, свободной и мирной Европы, ставший мечтой архитектора европейского единства Жана Моне (Jean Monnet), мировоззренческой концепцией президента Рейгана, призвавшего Михаила Горбачева "снести эту стену", и официально провозглашенной целью президента Джорджа Буша-старшего, ускоренное движение к которой начали затем президенты Клинтон и Буш-младший, пока еще не реализован в полном объеме в рамках всех народов Европы. Белоруссия остается изолированной диктатурой, доставшейся ей в наследство от прошлого. Мы наблюдаем отступление на Балканах, становимся свидетелями вторжения в Грузию с оккупацией ее самопровозглашенных регионов, видим несмелые реформы в Молдавии, отход Украины от Европы, а также отказ от демократии в России с усилением давления на соседей. Несмотря на все те достижения в деле обеспечения мира и процветания для ста с лишним миллионов жителей Европы, которые мы наблюдали после 1989 года, работа эта не закончена, и ею должны в приоритетном порядке заниматься как Соединенные Штаты, так и сама Европа.
В-четвертых, хотя в Европе работы предстоит немало, самые крупные проблемы возникают за ее пределами. Это терроризм и воинственный экстремизм; распространение ядерного оружия, в том числе, в Иране; региональные кризисы и конфликты, подобные афганскому; слабые и несостоятельные государства; а также возникновение особой разновидности авторитарного капитализма, способного бросить вызов мировой экономике. Все это – проблемы планетарного масштаба, влияющие на Соединенные Штаты и Европу в целом. И будучи частью этого сообщества, центральные европейцы могут сыграть решающую роль в формировании европейской политики, внося в нее свой вклад.
Имея такую насыщенную и жесткую программу действий, мы не можем себе позволить жалобы и взаимные упрёки. Вашингтон и Центральная Европа должны вместе засучить рукава и взяться за дело.
Курт Волкер - бывший представитель США в НАТО, ныне работающий в Центре трансатлантических отношений (Center for Transatlantic Relations) при Школе перспективных международных исследований им. Пола Нитце (Paul H. Nitze School for Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса.