Жители Центральной Европы славятся своим стойким пессимизмом. Об этом хорошо сказано в одной венгерской пословице: "Мы знаем, что следующий год станет годом средним - потому что он будет хуже нынешнего, но лучше того, что за ним". Такой менталитет по принципу "стакан наполовину пуст" наглядно проявился в июле 2009 года, когда группа известных центральных европейцев написала открытое письмо президенту Обаме, в котором они пожаловались на отсутствие взаимодействия с администрацией США. И хотя тактика, стоящая за публикацией такого письма, продумана плохо, оно отражает истинные чувства Центральной Европы.
В равной мере гнетущее настроение создают и события в Центральной и Восточной Европе, где снова набирает силу национализм, где крайне трудно поколебать существующую коррупцию, где произошла трагедия с гибелью многих представителей польской элиты во время авиакатастрофы под Катынью, и где финансово-экономический кризис наносит удар за ударом по уязвимому и незащищенному населению. Но осенью 2010 года появилось нечто, возродившее оптимизм.
Чешский министр иностранных дел Карел Шварценберг (Karel Schwartzenberg) излагает программу политического и экономического сотрудничества по целому ряду вопросов, начиная с Афганистана и противоракетной обороны, и кончая налаживанием контактов с восточными партнерами Евросоюза (с Украиной, Грузией и прочими странами) и научными обменами.
Молодой и четко формулирующий свои мысли министр иностранных дел Болгарии Николай Младенов (Nikolay Mladenov) намерен укреплять партнерство своей страны с Соединенными Штатами в рамках НАТО, со странами Балканского полуострова и причерноморского региона.
Министр обороны Македонии Зоран Коняновски (Zoran Konjanovski) рассказывает о том, какой вклад его страна намерена вносить в операции НАТО, а также подтверждает готовность Македонии вступить в альянс сразу после урегулирования спора с Грецией по поводу названия своего государства.
И все это за одни сутки. Выглядит так, будто мы после долгого застолья на следующий день проснулись и поняли, что надо все-таки заниматься делом. А дел много.
По мнению США, программу действий в Центральной Европе можно условно поделить на четыре части. Во-первых, взаимодействие и сотрудничество со странами данного региона на их собственных условиях. Мы допустили ошибку, полагая, что начавшийся в 1989 году переход завершился. Экономический спад, ослабление солидарности в масштабах ЕС и все еще неустойчивые политические институты показали, что проблемы сохраняются. Продолжение контактов и сотрудничества между США и странами региона имеет большое значение, так как это поможет задать правильное и устойчивое направление развитию внутренней ситуации в странах-союзницах из Центральной Европы.
Во-вторых, очень важно, чтобы США продолжали свое содействие Центральной Европе как региону, прочно встроенному в структуру ЕС, а также поддерживали солидарность между Западом и Востоком. На начальном этапе процесса расширения НАТО и Евросоюза Соединенные Штаты возглавили наступление, помогая этим государствам в полное мере интегрироваться в европейские институты. Но позднее появилось нечто похожее на разделяющее их соперничество. Кому отдают предпочтение США: "старой" или "новой" Европе? Настаивают ли западные союзники на том, чтобы центральные европейцы выбирали между Соединенными Штатами и Европой? Такие разногласия в конечном итоге носят деструктивный характер. Живя в демократических, основанных на рыночной экономике странах, верящих в свободу, права человека, власть закона, коллективную безопасность и общее процветание, мы все являемся частью единого сообщества. Вот почему работа над ПРО в рамках НАТО и налаживание контактов с Украиной и Грузией параллельно реализации программы Восточноевропейского партнерства ЕС так важны.
В-третьих, у нас остаются незавершенные дела. Проект создания единой, свободной и мирной Европы, ставший мечтой архитектора европейского единства Жана Моне (Jean Monnet), мировоззренческой концепцией президента Рейгана, призвавшего Михаила Горбачева "снести эту стену", и официально провозглашенной целью президента Джорджа Буша-старшего, ускоренное движение к которой начали затем президенты Клинтон и Буш-младший, пока еще не реализован в полном объеме в рамках всех народов Европы. Белоруссия остается изолированной диктатурой, доставшейся ей в наследство от прошлого. Мы наблюдаем отступление на Балканах, становимся свидетелями вторжения в Грузию с оккупацией ее самопровозглашенных регионов, видим несмелые реформы в Молдавии, отход Украины от Европы, а также отказ от демократии в России с усилением давления на соседей. Несмотря на все те достижения в деле обеспечения мира и процветания для ста с лишним миллионов жителей Европы, которые мы наблюдали после 1989 года, работа эта не закончена, и ею должны в приоритетном порядке заниматься как Соединенные Штаты, так и сама Европа.
В-четвертых, хотя в Европе работы предстоит немало, самые крупные проблемы возникают за ее пределами. Это терроризм и воинственный экстремизм; распространение ядерного оружия, в том числе, в Иране; региональные кризисы и конфликты, подобные афганскому; слабые и несостоятельные государства; а также возникновение особой разновидности авторитарного капитализма, способного бросить вызов мировой экономике. Все это – проблемы планетарного масштаба, влияющие на Соединенные Штаты и Европу в целом. И будучи частью этого сообщества, центральные европейцы могут сыграть решающую роль в формировании европейской политики, внося в нее свой вклад.
Имея такую насыщенную и жесткую программу действий, мы не можем себе позволить жалобы и взаимные упрёки. Вашингтон и Центральная Европа должны вместе засучить рукава и взяться за дело.
Курт Волкер - бывший представитель США в НАТО, ныне работающий в Центре трансатлантических отношений (Center for Transatlantic Relations) при Школе перспективных международных исследований им. Пола Нитце (Paul H. Nitze School for Advanced International Studies) Университета Джонса Хопкинса.
Политические отношения еще можно укрепить.
