Немецкие эксперты положительно оценивают создание в России инновационных кластеров. Они могут спасти сохранившиеся научные структуры и дать импульс развитию промышленности. Но инвесторам нужны правовые гарантии.
В немецких экспертных и деловых кругах к идее создания под Москвой инновационного центра в Сколково отнеслись со спокойным и прагматичным интересом. "Думается, новизна этого проекта состоит в самом посыле: Россия всерьез берется за формирование технологических парков и инновационных кластеров", - подчеркивает профессор Райнер Линднер (Rainer Lindner), исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft). По его словам, это свидетельствует о том, что руководство страны полностью осознало, какова важнейшая задача на ближайшие десятилетия: уйти от односторонней ориентации на нефть и газ и прийти к экономической модели, основанной на знаниях.
Сравнения с Кремниевой долиной пока явно не уместны
Необходимые исторические предпосылки для этого у России, в принципе, есть, однако "она должна озаботиться тем, чтобы раз и навсегда не растерять этот потенциал". "Спасение научных структур, всей инфраструктуры знаний - это сегодня одна из самых неотложных задач для страны", - подчеркивает немецкий эксперт.
Райнер Линднер призывает не прибегать в отношении к Сколково к слишком уж громким эпитетам. "Мне кажется, термином "российская Кремниевая долина" следует пользоваться весьма сдержанно. Ведь если посмотреть на настоящую Кремниевую долину, то становится ясно, что она формировалась на протяжении несколько десятилетий, что начался этот процесс еще до Второй мировой войны и что сопровождался он большим количество не только удач, но и неудач".
У России нет столько времени, а потому сверху наверняка будут стремиться форсировать процесс наверстывания упущенного с помощью государственного финансирования, и это, действительно, необходимо, убежден немецкий эксперт. Главное, чтобы "этот кластер, эта структура реально способствовала поступательному развитию промышленности, чтобы инновационные идеи на самом деле внедрялись в производство".
Без хорошего университета и иностранных инвесторов не обойтись
Но для начала, естественно, нужны те, в чьих головах все эти идеи будут созревать. "Кремниевая долина в США возникла ведь не потому, что кто-то запланировал ее создание, а потому, что университеты в Стэнфорде и Беркли создали вокруг себя такую атмосферу, в которой студенты сами захотели основывать собственные фирмы либо активно решать интересующие их технические задачи в уже существующих компаниях. По указке такое не сделаешь", - отмечает экономист Саша Либерман (Sascha Liebermann), научный сотрудник Рурского университета в Бохуме (Ruhr-Universität Bochum). Поэтому для успешного развития Сколково необходим хороший базовый университет, который стимулировал бы научно-технические исследования своих студентов и предоставлял бы им соответствующие возможности и свободы.
Необходимы также иностранные партнеры, готовые активно участвовать в этом проекте. Тут открываются хорошие возможности и для немецкого бизнеса", - указывает исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики Райнер Линднер. Нам всем повезло, что во главе этого проекта оказался настоящий предприниматель, добавляет он, имея в виду Виктора Вексельберга.
А вот экономист Саша Либерман не исключает, что многие немецкие и вообще западные инвесторы побоятся вкладывать в России деньги в многообещающие хай-тек-проекты, поскольку все по-прежнему хорошо помнят, как отняли бизнес у Михаила Ходорковского. "Если предприниматели видят, что такое возможно, у них непременно возникает вопрос: "А со мной такое может случиться?", - говорит Либерман. - Так что для улучшения инвестиционного климата, в том числе и в Сколково, России необходимо убедительно доказать инвесторам, что их опасения беспочвенны".