Быть в оппозиции власти, да, но каким образом? Сидеть каждый в своей норе или объединиться, забыв об эго? Такова дилемма, которую уже много лет не может решить российская оппозиция, испытывающая постоянное административное и полицейское давление. Несколько попыток договориться уже окончились полным провалом.
16 сентября четыре объединения заявили о совместном участии в парламентских выборах 2011 года. Цель коалиции, получившей название «За Россию без произвола и коррупции», состоит в создании общих списков на парламентских выборах и выдвижении единого кандидата на президентские выборы 2012 года. Помимо слабой поддержки среди населения (об этом говорят данные опросов) серьезным препятствием на ее пути станет получение регистрации от властных структур.
Михаил Касьянов может многое рассказать об этой проблеме. Бывший глава правительства во время первого президентского срока Владимира Путина (2000-2004 год), он стал впоследствии одним из самых яростных критиков существующего режима. Ему как главе «Российского народно-демократического союза» так и не удалось выставить свою кандидатуру на последних президентских выборах из-за большого числа подписей, которые Центральная избирательная комиссия признала недействительными.
6 октября бывшего премьер-министра, который находился проездом в Париже, принял министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер. Касьянов призвал европейцев указать Москве на необходимость соблюдения демократических норм. «У нас в России уже было достаточно таких революций», - объяснил он le Monde. - Нужно надавить на власть, чтобы она соблюдала Конституцию, нормы проведения свободных выборов и право на формирование политических партий».
По мнению Касьянова, который намеревается представлять коалицию на президентских выборах, новая, ориентированная на экономические интересы европейская политика по отношению к России несет в себе определенные риски. «Переворачивать страницу и делать вид, что ничего и не было, кажется мне опасным, - говорит он. - Европейские страны должны обращаться с Россией так, как они обращаются друг с другом. Мы входим в Совет Европы и несем в этой связи четкие обязательства. Если нерушимое право на свободные выборы не соблюдается, Россию нужно исключить из Совета».
За плечами 52-летнего Михаила Касьянова долгая и извилистая политическая карьера. После распада СССР он работал в министерстве финансов, где занимался в том числе вопросом внешнего долга. В этот период он получил прозвище «Миша 2%», так как, по словам его противников, требовал именно такую долю со всех проходивших через его руки госконтрактов. Сам он отрицает эти обвинения и говорит, что готов к новой клевете. Кроме того, он выступал свидетелем по делу бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, на котором говорил об «абсурдности обвинений».
По словам Касьянова, поворот в политике режима произошел полгода спустя после его ухода из правительства. «Радикальные изменения в политическом курсе произошли осенью 2004 года, - рассказал он. - Путин цинично решил использовать трагедию в Беслане и стал единственным, кто мог принимать решения относительно возможности других участововать в политическом процессе. Были пересмотрены все избирательные законы, а также нормы функционирования партий».
Михаил Касьянов понимает, что настроить россиян против режима будет очень сложно, несмотря на кризис. «Последние семьдесят лет народ живет в страхе. У большинства из нас сохранились эти гены боязни КГБ, которые мешают нам выступить в оппозиции. Когда по улицам Москвы идут 5 000 человек, это то же самое, что 100 000 в Париже!» - рассказывает он.