Как сообщает международная пресса, президент Венесуэлы Уго Чавес собирается на следующей неделе посетить Россию, Белоруссию и Иран. В Москве он подпишет ряд соглашений в области торговли и технологий.
Администрации Обамы следует дать понять своим московским коллегам, что, неограниченно поддерживая беспокойного латиноамериканского политика, в том числе, передавая ему оружие и технологии двойного назначения, они ставят под угрозу «перезагрузку» отношений между США и Россией.
При этом надо помнить, что укрепление связей с Каракасом может многое дать Москве.
Во-первых, когда венесуэльский лидер в прошлый раз посетил Москву, то есть в сентябре 20089 года, он объявил, что его страна признала независимость Южной Осетии и Абхазии, двух входивших ранее в состав Грузии республик. Это было крайне полезно для Кремля, который пытается воссоздать «в ближнем зарубежье» свою «зону привилегированных интересов». Кроме России и Венесуэлы независимость сепаратистских республик признали только Никарагуа – старый союзник СССР – и крошечное островное государство Науру.
Во-вторых, Москва и Каракас активно сотрудничают в военной сфере. Россия, в частности, продает Венесуэле оружие. На настоящий момент Каракас уже купил вооружений на 4 миллиарда долларов, включая истребители, вертолеты Ми-17, 100 тысяч автоматов Калашникова и завод по их производству—все это за последние пять лет. Венесуэла хочет купить российского оружия еще на пять миллиардов долларов.
В-третьих, две страны – и их энергетические компании – сотрудничают в области энергетики. В качестве ключевого игрока здесь выступает российский энергетический гигант «Газпром», недавно получивший доступ к двум венесуэльским газовым месторождениям в Карибском море. Кроме того, совместное предприятие в поясе Ориноко с участием двух российских компаний «Роснефти» и «ЛУКойла» должно уже до конца года начать добывать по 50 тысяч баррелей в сутки. Благодаря венесуэльской национальной нефтяной компании PDVSA, которой принадлежит американская компания CITGO, часть этого топлива попадет на рынок США.
Мало того, когда в апреле этого года российский премьер-министр Владимир Путин встречался с Чавесом, лидеры обсуждали проекты строительства площадки для запуска спутников для будущей космической программы Венесуэлы, совместного предприятия по разведке нефтяных месторождений на востоке Венесуэлы и строительства АЭС.
Между тем, бывший помощник госсекретаря США Роджер Норьега (Roger Noriega) недавно сообщил, что Чавес тайно осуществляет ядерную программу в сотрудничестве с тегеранскими аятоллами, а иранские компании добывают и обогащают уран на территории Венесуэлы. Ядерная и космическая программы Венесуэлы могут стать угрозой для режима нераспространения ядерного оружия в Латинской Америке. У соседних Колумбии и Бразилии есть причины беспокоиться.
Сотрудничая с Венесуэлой, Россия следует модели своего сотрудничества с Ираном - укрепляет антиамериканский, авторитарный и проблемный режим, правда на сей раз в Латинской Америке. В свою очередь, Бразилия также налаживает отношения с исламской республикой. Бразилия, Венесуэла и Турция уже выразили Ирану свою поддержку, выступив против резолюции Совбеза ООН, которую, как ни странно, поддержала Россия.
Некоторые аналитики ядовито прозвали альянс Венесуэлы, Ирана и России ВИРУСом. Вопрос, однако, в том, не распространился ли уже этот ВИРУС на Боливию, Кубу, Эквадор, Никарагуа, Северную Корею и, возможно, Китай. По крайней мере, такая опасность может возникнуть.
Самой России при этом стоит задаться вопросом о том, помогают ли ей связи с жестокими и авторитарными режимами проводить модернизацию, укреплять законность и привлекать западный капитал.
Пока можно предположить, что российско-венесуэльское сотрудничество нацелено не столько на экономическую модернизацию, сколько на то, чтобы доставить неприятности США. Россия, как в старые советские времена, пробует силы на заднем дворе Америки. Если Россия стремится к модернизации и интеграции в мировую экономику, ей не стоит заражаться ВИРУСом.