Ближайшие три дня президент Белоруссии Александр Лукашенко проведет в Китае. У белорусского официального лидера запланированы переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао. Говорить, похоже, будут на экономические темы и все больше о деньгах. Сегодня Китай — одна из немногих оставшихся стран, все еще готовых вкладывать в Белоруссию без оглядки на существующий в стране политический строй.
У Минска и Пекина хорошие и даже дружественные отношения сложились фактически сразу после обретения Белоруссией независимости. В Китай с визитами ездили и Кебич, и Шушкевич. При Лукашенко же отношения с Китаем достаточно быстро перешли в ранг стратегических. Точнее, это белорусские власти записали официальный Пекин в свои стратегические партнеры. В период с 1995 по 2005 Лукашенко посещал Китай четырежды. Последний раз в Поднебесной белорусский лидер был в августе 2008 года — присутствовал на открытии Олимпиады и провел короткие встречи с руководством страны.
За последние годы белорусско-китайский диалог заметно активизировался. Во многом этому способствовало то, что, как отмечает эксперт в области международных отношений Александр Тихомиров, «китайские руководители воздерживались от критики белорусского руководства за внутреннюю и внешнюю политику, безоговорочно принимали белорусские внутриполитические реалии».
Еще один немаловажный фактор — быстрорастущая экономика Китая, фактически без последствий прошедшая через мировой кризис. Китаю уже давно тесно в немалых собственных географических границах, а в некотором роде даже переизбыток средств позволяет активно осваивать экономики иных стран.
Сегодня Китай представлен везде, где есть возможность работать и зарабатывать. И Белоруссия в этом отношении мало чем отличается от других стран. Некий налет эйфории, пафос двухсторонних отношений присутствует, похоже, лишь с белорусской стороны. Китай же действует сугубо прагматично.
Сколько в последние пару лет было разговоров о масштабном приходе в Белоруссия китайского капитала. Какой длинный список совместных проектов при случае и без него зачитывают правительственные чиновники. Какие суммы в них фигурируют. Немалые — 15 млрд. долларов. А где результат?
В конце прошлого года руководство двух стран достигло договоренности об открытии для Белоруссии кредитной линии на 15 млрд. долларов. Причем, как отмечают в Минске, на выгодных условиях — на 15-20 лет с отсрочкой первого платежа на 5-6 лет. Часть кредитной линии — государственные ресурсы под 2-3% годовых. Еще часть средств будет предоставлена в виде кредитов «Эксимбанка» под 5-6%.
«Это чрезвычайно выгодные условия…Что такое 5-6 лет? За это срок успеваешь построить предприятие, выйти на проектную мощность, еще некоторое время работаешь, и только потом наступает время основного погашения кредита», — объяснял выгодность для Белоруссии получения этих денег первый вице-премьер Владимир Семашко.
Высшее руководство Белоруссии этот договор расценило, как возможность наконец сделать то, что следовало сделать гораздо раньше, когда в страну текли российские миллиарды.
«Появился шанс использовать ресурсы Китая для модернизации национальной экономики. Конечно, упускать такую возможность непозволительно, больше скажу — преступно», — говорил Лукашенко в июне на совещании по вопросам сотрудничества с Китаем.
Белорусская сторона уже разработала и предложила Китаю несколько десятков совместных проектов в самых разных областях. Китайские миллиарды ждут в белорусской энергетике, строительстве, промышленности, логистике. Не исключается и участие китайского бизнеса в приватизационных процессах.
Определенные опасения у экономистов вызывает связанный характер кредитной линии. То есть вместе с деньгами из Китая в Белоруссиюь придут и материалы, сырье, комплектующие, рабочая сила.
Во-первых, есть вопросы по качеству китайской продукции. Хотя сегодня Китай в освоении передовых технологий шагнул далеко вперед, опасения все же остаются. Еще свеж пример с некачественным китайским оборудованием для белорусских цементных заводов.
Во-вторых, такой характер кредита еще глубже загонит в минус как отрицательное сальдо торговли с Китаем, так и внешнеторговый баланс в целом. Ежегодно, начиная с 2006 года, Белоруссия импортирует из Китая больше, чем поставляет туда. По итогам 2009 года отрицательно сальдо составило почти миллиард долларов при взаимном обороте в 1,3 млрд. долларов.
Но есть и еще один момент, не обратить внимание на который нельзя — Китай не особо торопится включаться в реализацию совместных проектов. Белорусская сторона уже все давно просчитала и, не исключено, учла немалые соответствующие суммы в прогнозных показателях на будущую пятилетку, а встречного движения нет.
«Важно не идти, а бежать. Для нас важно время. Мы об этом говорим не первый год, — во время посещения 8 октября флагмана белорусско-китайского сотрудничества СООО «Мидеа-Горизонт» подчеркивал Лукашенко необходимость скорейшего освоения китайских инвестиций. — Я должен видеть перспективу этих 15 млрд. долларов. С сегодняшнего дня начинаем жесткий контроль за реализацией совместных с Китаем программ».
Однако основная причина торможения, думается, не в неразворотливости белорусского правительства и управленцев на местах — было бы что осваивать. Основную причину следует искать в Китае. Там нынче денег действительно немало, но местный бизнес воспитан не в тех традициях, чтобы ими сорить.
Похоже на то, что в текущей ситуации предлагаемые Китаю условия вхождения в белорусскую экономику не совсем совпадают с их представлениями об эффективном и безопасном вложении капиталов.
Хоть и далеко Китай, однако ныне происходящее в самом сердце Европы видно и оттуда. Да и доброжелательность отношений между странами не дает оснований говорить о китайском руководстве, как об убежденных белорусофилах, готовых отдать идеологически близкому режиму последнюю чашку риса. Там тоже понимают, что нынче официальный Минск пребывает в больших поисках нового донора, у которого можно было бы год за годом одалживать «червонец до получки», и не горят примерять эту роль на себя.
Неторопливость же Китая, в свою очередь, идет в разрез с планами белорусских властей. Отечественной экономике, фактически потерявшей основной источник поддержки, очень нужны живые деньги — много и быстро. Много есть в Китае, а вот вопрос скорости — это головная боль вылетающей в Пекин белорусской делегации.
«Очень жду, что Китай после этого быстрее начнет инвестировать, в большем объеме идти в нашу страну, в нашу экономику, и думаю, что от этого мы выиграем», — поделился сокровенным Лукашенко сегодня в интервью китайским СМИ по поводу визита в Пекин.