Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мнения экспертов: перезагрузка по принципу "услуга за слугу"

© РИА Новости / Перейти в фотобанкЗенитно-ракетная система С-300
Зенитно-ракетная система С-300
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
1 октября президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама пришли к окончательной договоренности по условиям вступления России в ВТО. Неделей ранее, 20 сентября, президент Медведев подписал указ о запрете на поставку в Иран передовых российских систем вооружений, включая комплексы ПВО С-300. Была ли сделка по ВТО услугой за услугу, ответом на запрет Медведева продавать С-300 в Иран? И если это так, что данный факт говорит о перезагрузке в американо-российских отношениях?

1 октября президент России Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама пришли к окончательной договоренности по условиям вступления России в ВТО. Неделей ранее, 20 сентября, президент Медведев подписал указ о запрете на поставку в Иран передовых российских систем вооружений, включая комплексы ПВО С-300. Была ли сделка по ВТО услугой за услугу, ответом на запрет Медведева продавать С-300 в Иран? И если это так, что данный факт говорит о перезагрузке в американо-российских отношениях?

Соединенные Штаты  это последний крупный торговый партнер, согласившийся на вступление России в ВТО. Москва почти десять лет вела изнурительные торговые переговоры с Вашингтоном по широкому кругу вопросов – от прав интеллектуальной собственности до санитарного контроля американского импорта кур в Россию. Во многих случаях Москва обвиняла Вашингтон в том, что он использует переговоры  о вступлении в ВТО в качестве политического рычага давления на Россию в целях получения от нее различных уступок по другим международным вопросам.

Неделей ранее, 20 сентября, президент Медведев подписал указ о запрете на поставки в Иран передовых российских систем вооружений, включая комплексы ПВО С-300. Долгие годы администрации Обамы и Джорджа Буша умоляли Кремль не поставлять комплексы ПВО С-300 в Иран в рамках подписанного в 2006 году соглашения на сумму почти в 1 миллиард долларов. Однако Москва всегда настаивала на своем праве продавать "оборонительные системы вооружений" Ирану, и совсем недавно она заявила, что поставки ракет С-300 не подпадают под действие последних санкций ООН против Тегерана. Однако в последнем указе Медведева конкретно отмечается, что новые санкции Совета Безопасности ООН против Тегерана являются правовым основанием для принятия решения наложить запрет на поставку С-300 в Иран.

Американские официальные лица признали, что Москва рассматривает "иранскую сделку" в качестве асимметричной договоренности с Вашингтоном, в рамках которой администрация Обамы выражает готовность поддержать заявку России на вступление в ВТО. "Они считают решающим моментом в своем вступлении в ВТО очередные крупные переговоры  с нами. Мы как раз сейчас заняты этим процессом. Это асимметричная сделка, потому что они заинтересованы в ней больше, чем мы. Но я думаю, нам надо на это согласиться", - заявил на сайте Foreign Policy анонимный американский представитель.

На прошлой неделе две половинки этой сделки склеились, когда Соединенные Штаты  дали, наконец, свое согласие на условия вступления России в ВТО. Эта сделка автоматически означает выход России из зоны действия пресловутой поправки Джексона-Вэника.

Вся эта история, похоже, оправдывает базовую посылку в политике Обамы по перезагрузке отношений с Россией – сделать отношения России с Соединенными Штатами более ценными, чем ее отношения с Ираном и прочими государствами-изгоями. Команда Обамы пришла к верному заключению о том, что дав Москве возможность сделать прямую ставку на взаимоотношения с Вашингтоном, она добьется того, что во внешней политике России будет в большей степени проявляться готовность к сотрудничеству и взаимодействию. Она правильно поступила в своих расчетах, сделав ставку на прямые контакты с Медведевым в обход премьер-министра Владимира Путина по решению ключевых международных проблем.

Это также многое говорит о готовности и желании Медведева проводить свой собственный курс во внешней политике. Он не только  отменил сделку с Ираном, которая была заключена при бывшем президенте Владимире Путине (хотя есть сильное подозрение, что заключили ее как раз с тем, чтобы иметь козырь для выбивания в будущем уступок из Вашингтона). Он выдвинул в качестве приоритета вступление в ВТО, проигнорировав, по сути дела, тихо почивший в бозе путинский проект создания таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, предусматривающий вступление в эту организацию в составе единого "торгового блока".

Была ли сделка по ВТО услугой за услугу, прямым ответом на запрет Медведева продавать С-300 в Иран? И если это так, что данный факт говорит о перезагрузке в американо-российских отношениях? Достаточно ли серьезно Россия относится к своим отношениям с Соединенными Штатами, чтобы оправдать этим свои уступки по другим вопросам и свою более ограничительную политику в отношении таких государств как Иран? Что это, ставка всей России, или ставка Медведева и его команды, целью которой является отстаивание своих интересов в стране? Не пытается ли президент Медведев, подобно бывшему советскому лидеру Михаилу Горбачеву, укрепить свои позиции внутри страны демонстрацией внешнеполитических достижений и поддержки со стороны Вашингтона? Пошел ли Медведев против Путина в вопросе членства в ВТО? Действительно ли вступление в ВТО для России важнее, чем выгодные поставки оружия в Иран?

Вот что говорит по этому поводу Владимир Беляев, президент Института глобального общества (Global Society Institute), США:

Недавнее решение об отказе от поставок российских комплексов ПВО С-300 может быть шагом по выполнению недавно принятого Советом Безопасности ООН решения ввести экономические санкции против Ирана, а также по реализации мер режима нераспространения ядерного оружия в отношении этой страны.

В контексте резолюции Совета Безопасности ООН, которую Россия поддержала, поставка систем вооружений в Иран является недопустимой, а президент Медведев должен выполнять обязательства своей страны перед ООН.

Вопрос о том, привел ли отказ от поставок С-300 к решению Вашингтона дать "добро" на вступление России в ВТО, лучше всего адресовать Белому Дому (на ясный и четкий ответ при этом надеяться совершенно не стоит). Россия обязана выполнять резолюции Совета Безопасности ООН; следовательно, Медведеву пришлось бы отказаться от поставок С-300 (и другого оружия) в Иран вне зависимости от процесса вступления в ВТО.

Когда создавалась Всемирная торговая организация, ее расхваливали на все лады, называя инструментом, который создаст равные условия для переходных экономик и предоставит развивающимся странам доступ к богатым рынкам развитого мира. Все признают, что это обещание так и не было выполнено, и что отсутствие паритета в мировой торговле сохраняется – у реального мира есть способы для ниспровержения фантазий наивных идеалистов, верящих в утопию.

Вступление в ВТО всегда было крайне политизированным процессом. Те страны, которые могли быть полезны для геополитических целей соответствующего периода, получали возможность для вступления, при этом никто всерьез не занимался анализом их политического и экономического состояния. Так, экономически немощная Албания и несостоятельная диктатура Зимбабве являются членами ВТО, а Россия нет.

А что касается мотивов самой России, то здесь возникает вопрос: основано ли активное стремление некоторых влиятельных групп добиться членства России в ВТО на реалистичном и актуальном анализе затрат и выгод; или это по человечески понятная и простительная психологическая потребность быть членом якобы эксклюзивного клуба? Есть большая надежда, что сторонники вступления России в ВТО представили своей стране убедительные, правдивые и поддающиеся проверке доказательства экономической целесообразности членства. Дело в том, что выйти из состава данной организации (если окажется, что членство в ней наносит ущерб российским интересам) гораздо сложнее, чем вступить туда (а вступление, как мы убедились, является достаточно трудной задачей).

Идея вступления в ВТО была выдвинута в тот период, когда президентом страны был Путин; следовательно, неправильно полагать, будто он в действительности против членства в данной организации. Есть свидетельства того, что присоединение к ВТО использовали в качестве геополитической наживки, подманивая ею некоторых ведущих российских политиков. Сообщество глобалистов заметно обеспокоилось, когда Путин в один из моментов заявил, что вступление в ВТО не является больше приоритетом для России – "эффект пряника" с членством был потерян. После этого заявления процесс вступления якобы активизировался, но прошло уже больше года, а Россия все еще не член ВТО. Можно предположить, что активность эта была неискренней, и что при этом снова была использована уловка с пряником.

Одним из важных моментов глобального экономического кризиса 2008-2010 гг. было то, что зависящие от внешней торговли экономики пострадали сильнее других. Те экономики, в которых импорт и экспорт (любой продукции – будь то сырье или готовые изделия) составляет значительную долю ВВП, пережили больше трудностей с экономическим подъемом. Обращение к внутреннему рынку стало ключом для выживания и восстановления многих стран, включая Россию. Если данный урок будет усвоен, и значимость внешней торговли снизится, то для многих самодостаточных стран Всемирная торговая организация может стать менее актуальной и необходимой. А Россия может оказаться в числе членов ВТО в тот момент, когда у нее больше не будет острой потребности в таком членстве.

А вот мнение Эдуарда Лозанского, президента Американского университета в Москве, профессора политологии МГУ:

Если обязательство Соединенных Штатов помочь России со вступлением в ВТО это действительно ответ на решение Медведева запретить поставку комплексов ПВО С-300 в Иран, а не результат спекуляций ученых мужей-международников, то ценность такой сделки для России представляется весьма сомнительной.

Во-первых, в России по-прежнему  идут споры о том, чего больше принесет стране вступление в ВТО: пользы или вреда.

Во-вторых, Америка может не сдержать свое обещание, даже если в настоящий момент она по-настоящему намерена его выполнить. Судя по прошлому опыту, на этом пути могут появиться другие препятствия, особенно после ноябрьских выборов, когда количество сторонников Обамы в Конгрессе существенно сократится.

Далее, никогда нельзя исключать возможность того, что эксцентричный и неуправляемый грузинский президент попытается наложить вето на вступление России в ВТО. А в Вашингтоне сегодня полно типов по имени "мы все грузины", которые с радостью будут подталкивать его к таким действиям. Этот народ всегда найдет оправдание для того, чтобы унизить Россию – пусть даже самое нелепое. Частичный список таких оправданий вы можете найти в недавней статье на страницах Washington Post, которую написал бывший заместитель госсекретаря Дэвид Крамер (David Kramer). Это совершенно очевидная отрыжка эпохи холодной войны с ее клише и штампами, и такие образчики сегодня можно в изобилии найти в самых замшелых политических кругах.

Достаточно проанализировать политику США по отмене устаревшей поправки Джексона-Вэника, чтобы усомниться в американской готовности сдержать данное России обещание по поводу членства в ВТО. Это торговое ограничение из эпохи холодной войны имело целью помочь эмиграции евреев из Советского Союза. Но поправку до сих пор используют в качестве дубинки для выколачивания уступок из России, таких как ее согласие на поставки в больших объемах американской курятины. Официальные лица из правительства США много раз говорили, что постараются отозвать эту смехотворную поправку, однако все понимают, что Конгресс может не согласиться на ее отмену.

Если не брать во внимание возможную связь с переговорами по ВТО, то отказ России от сделки по продаже ракет С-300 Ирану абсолютно логична и полностью соответствует резолюции Совета Безопасности ООН. Для блага человечества и особенно для блага России и Америки Соединенным Штатам крайне желательно соответствующим образом откликнуться на смелое решение Кремля, причем не пустыми и неуместными заявлениями, а реальными делами. Слово "смелое" используется здесь не только потому что Россия потеряла более одного миллиарда долларов, а в будущем может потерять гораздо больше из-за отказа от поставок оружия; не только потому что на улицах Тегерана мы слышим все более громкие вопли "Смерть России!" Существует реальная опасность того, что Иран может нанести ответный удар, поддержав террористические группировки на Северном Кавказе – точно так же, как он поддерживает "Хезболлу", ХАМАС и прочие радикальные исламские организации.

По данным из надежных источников, сегодня большая часть денежных средств на финансирование террористической деятельности в России приходит из Саудовской Аравии. Минимум, что могут сделать Соединенные Штаты, это оказать некое давление на одного из самых преданных своих союзников, который, между прочим, не выглядел в трагедии 11 сентября абсолютно белым, пушистым и ни к чему не причастным. Вашингтону следует также подумать о проведении совместных операций США, НАТО и России на Северном Кавказе и в Афганистане, поскольку лучший способ для укрепления взаимного доверия – это стать братьями по оружию и вместе бороться и побеждать общего врага.

Соединенным Штатам и России пора прекратить эти политические игрища с нулевым результатом, которые имеют целью перехитрить друг друга. России нужно модернизировать свою экономику, но она не сможет сделать этого без нормализации отношений с Соединенными Штатами в области торговли инвестиций, технологических обменов; не сможет, если не получит статус привилегированной нации.

Соединенные Штаты, которые увязли в Афганистане, которым грозит появления ядерного оружия у Ирана, не говоря уже об огромных проблемах с Пакистаном, Северной Кореей и т.д., нуждаются в содействии России для решения этих и многих других проблем глобальной безопасности. Если компенсационная сделка "ВТО за С-300" действительно состоится, но Вашингтон не выполнит свое обещание, то он непоправимо подорвет авторитет и репутацию Медведева. Он может даже разрушить все его шансы на переизбрание в 2012 году. В лучшем случае, на него будут смотреть как на доверчивого и мечтательного человека, такого как, скажем, Горбачев. Но в жесткой и непримиримой политической игре такого рода наивность прощают крайне редко.