10 октября, по словам временного президента Киргизии Розы Отунбаевой, может стать праздничным днем. Бывшей советской среднеазиатской республике, действительно, есть, что праздновать. В воскресенье в стране мирно прошли парламентские выборы, причем наблюдатели сочли их в основном честными. Между тем, всего четыре месяца назад на юге Киргизии в результате конфликта между киргизами и узбеками погибли больше 400 человек. По итогам выборов Киргизия может превратиться в единственную полноценную парламентскую демократию в Средней Азии - регионе, в котором обычно правят авторитарные президенты. Впрочем, пока увлекаться празднованием не стоит – впереди еще немало трудностей.
Переход к парламентской системе должен не дать сильному президенту скатиться в авторитаризм. Возможно, он сможет прервать цикл народных волнений, которые за пять лет привели к свержению двух президентов. Еще одна его цель – ослабить межэтническую напряженность и гарантировать, что разные национальности страны должным образом будут представлены в парламенте и органах власти.
Однако надо отметить, что даже самые демократические из стран постсоветского пространства, за вычетом прибалтийских республик, все же сохраняют сильную президентскую власть. Поддерживать работающую парламентскую систему оказалось слишком сложно. Украина недавно отказалась от принятой после Оранжевой революции парламентской конституции и вернулась к пропрезидентской версии 1996 года. Возможно, это был шаг назад. Однако у конституции 2004 года было множество недостатков, которые серьезно препятствовали деятельности украинских правительств после Оранжевой революции.
Киргизией управлять особенно трудно из-за гористого ландшафта и этнической чересполосицы. Тот факт, что националистическая киргизская партия, в которую входят сторонники свергнутого президента Курманбека Бакиева и которая выступает за президентский режим, набрала больше всего голосов – хотя и меньше 10 процентов - осложняет формирование коалиции. В теории правительство могли бы сформировать три пропарламентские партии. Впрочем, кто бы его ни сформировал, работать ему будет трудно.
Межэтническую напряженность, вызвавшую июньское кровопролитие, не удалось должным образом урегулировать. Экономика страны разрушается. Киргизии приходится лавировать между Россией и США, разместившими на ее территории свои стратегические базы. Необходимость примирять враждующие парламентские партии и одновременно готовиться к предстоящим через год президентским выборам, после которых она обещала уйти от власти, станет проверкой для дипломатических навыков г-жи Отунбаевой. Смелые демократические эксперименты Киргизии заслуживают аплодисментов. Однако, возможно, они зашли слишком далеко.