МОСКВА. Несмотря на предсказания о дезорганизации и подтасовках, состоявшиеся в выходные дни в Киргизии выборы в первый настоящий парламент были мирными и, как говорит большая часть наблюдателей, честными.
Международные наблюдатели высоко оценили прошедшие в этой неспокойной среднеазиатской стране выборы, назвав их в основном свободными и честными. Состоявшиеся выборы помогут восстановить подпорченную репутацию этой маленькой бывшей советской республики, где повторяющиеся циклы авторитарного правления перемежались с жестокими массовыми бунтами на улицах.
В июне на общенациональном референдуме в Киргизии была принята новая конституция, в которой устанавливается, что определять политику страны и состав правительства будет законодательный орган власти, отражающий этническое и региональное многообразие страны.
Но те, кто надеялся, что выборы принесут Киргизии стабильность, услышали зловещие новости. Три из пяти политических партий, сумевших преодолеть пятипроцентный барьер и получить мандаты в новом 120-местном парламенте, выступают против измененной конституции и уже пообещали добиться восстановления "президентской" системы жесткого и самовластного правления.
"У нас впервые прошли такие открытые и объективные выборы с поистине непредсказуемым результатом, который оказался вот таким, - говорит аналитик из независимого Института социальной политики в Бишкеке Марс Сариев, - но результат стал потрясением. Никто не ожидал, что первенство захватит оппозиционная партия, меньше всего наши власти. Однако такова демократия, и нам придется смириться с результатом".
Российско-американское соперничество
Киргизия это страна с 5-миллионным населением, находящаяся в самом сердце Азии. Она стала объектом соперничества между Россией, у которой в Канте имеется военный аэродром, и Соединенными Штатами, чья авиационная база в Манасе играет все возрастающую роль в снабжении и обеспечении сил НАТО, воюющих в соседнем Афганистане. Эта роль усиливается в связи с тем, что политические беспорядки и действия противника могут привести к блокированию главного маршрута снабжения через Пакистан. Об этом наглядно свидетельствует недавнее закрытие пакистанскими властями Хайберского перевала для транспорта НАТО (правда, позднее движение по нему было возобновлено).
Сегодня, когда подсчитаны почти все бюллетени, самой большой неожиданностью стало то, что в избирательной гонке с 9 процентами голосов лидирует националистическая партия "Ата Журт", куда входят бывшие коллеги свергнутого президента Курманбека Бакиева. Аналитики полагают, что озабоченные избиратели из числа этнических киргизов могли сплотиться вокруг этой партии после того, как кровавые этнические бунты всколыхнули и потрясли в июне южную часть Киргизии.
Партия "Ата Журт", возглавляемая бывшим министром по чрезвычайным ситуациям Камчибеком Ташиевым, выступает решительно против временного правительства после захвата им власти у Бакиева в апреле этого года. В своей предвыборной кампании она в качестве главного выдвинула лозунг ликвидации парламентского правления.
Немного отстает от нее Социал-демократическая партия Киргизии, поддерживающая временное правительство. У нее чуть больше 8 процентов голосов. Лидер партии Алмазбек Атамбаев, который надеялся стать премьер-министром, обещал во время избирательной кампании провести масштабные экономические реформы.
На третьем месте пророссийская партия "Ар-Намыс", которую возглавляет бывший премьер-министр Киргизии Феликс Кулов. Она набрала чуть больше 7 процентов голосов. Кулов, изображенный на предвыборных плакатах пожимающим руку российскому президенту Дмитрию Медведеву, пообещал добиться отмены парламентской системы. То же самое обещал глава партии "Республика", которая выступает на стороне бизнеса, а на выборах набрала около 7 процентов голосов. Маленькая проправительственная Социалистическая партия идет чуть сзади, набрав менее 6 процентов.
Посты победителям
Пять победивших партий поделят между собой места 22 партий, не сумевших преодолеть 5-процентный барьер во время голосования. Таковы правила с их сложной формулой пропорционального представительства. Но по словам экспертов, в итоге все равно придется формировать правящую коалицию. И надежд на укрепление политического спокойствия и либерального конституционного порядка, введенного в этом году руководителем Киргизии Розой Отунбаевой, становится все меньше.
После апрельского восстания бывший посол Киргизии в США Роза Отунбаева отказалась взять в свои руки все президентские полномочия. Она решила вместо этого сформировать систему с верховной властью парламента, надеясь на то, что такая система принесет, наконец, реальную демократию Киргизии.
Хотя референдум по конституции прошел успешно, Отунбаева вскоре обнаружила, что влиятельные оппоненты внутри Киргизии наносят по ее замыслам один сокрушительный удар за другим. Запад приветствовал ее планы, но российский президент Медведев на прошедшей этим летом международной встрече публично подверг их критике, назвав данную концепцию обреченной на неудачу.
"Мне кажется, киргизский народ не подумал о последствиях конституционных поправок. Ему нужна стабильность, защита от анархии, человек, который может взять на себя ответственность, - говорит аналитик из государственного российского информационного агентства "РИА Новости" Санобар Шербатова, - ему нужна сильная рука. Но на какую сильную руку можно рассчитывать с парламентскими лидерами, если они грызутся между собой? Мы оказались в начале очень долгого пути, и самая важная задача в предстоящий период – это сохранить все в рамках законности".
Российские аналитики в понедельник были в настроении, которое можно назвать так - "Мы же вас предупреждали". Россия отказалась от собственных экспериментов с парламентской демократией в 1993 году, когда в центре Москвы вспыхнула гражданская война в миниатюре; а российские официальные лица на прошлой неделе приветствовали отмену парламентских реформ в соседней Украине, где укрепляется президентская власть.
"Мы никогда не выступали против парламентской демократии в принципе, но мы заявляем, что в нынешних условиях в Кыргызстане она не будет работать", - говорит заместитель директора московского Института стран СНГ Владимир Жарихин. По его словам, киргизские партии, скорее всего, не сумеют создать "вертикаль власти". Это русское выражение, означающее сильную властную иерархию, пронизывающую государство сверху донизу и имеющую крепкую и единую исполнительную власть.
"Кроме того, вы видите, что большинство киргизских партий также не поддерживает идею парламентской республики, потому что в ее основе нет здравого смысла".