Сначала она загребла обратно Украину, затем ужесточила свой контроль на Кавказе. Теперь она заглядывается на Киргизию, в то время как Кремль стремится восстановить господство России над ее бывшей советской империей.
Завтра (статья опубликована 9 октября – прим. перев.) эта среднеазиатская республика проголосует, чтобы установить в стране первую в регионе парламентскую демократию – президент Медведев уже осудил этот шаг, как «катастрофу», и Россия открыто поддерживает промосковскую партию, обещающую отменить реформу.
Тем временем, в Белоруссии идут разговоры о «смене режима», а считавшийся раньше лояльным Москве диктатор Александр Лукашенко превратился в объект для атак Кремля, транслируемых по государственному российскому телевидению в преддверии президентских выборов, назначенных на декабрь. На этой неделе г-н Медведев обвинил белорусского лидера в том, что он выставляет Россию «врагом», в то время как по государственным телеканалам идут неприглядные документальные фильмы о г-не Лукашенко под названием «Крестный батька».
Обе бывшие советские республики чувствуют на себе влияние решимости России подтвердить то, что г-н Медведев считает ее сферой «привилегированных интересов». Это усиливается уверенностью в том, что «перезагрузка» отношений, предложенная президентом Обамой, означает, что США более не оспаривают господство Москвы в регионе, как они делали это при президенте Буше.
Г-н Обама стремится получить российскую помощь по таким приоритетным направлениям своей политики, как сдерживание ядерных амбиций Ирана и нанесение поражения Талибану, - оставляя во многих бывших советских государствах ощущение, что США уже не так заинтересованы в защите демократии в регионе.
Отношения с Белоруссией сегодня следуют схожей схеме тех, что были у Москвы с Украиной, когда г-н Медведев усиливал напряжение, обвиняя прозападного президента Виктора Ющенко перед президентскими выборами в «антироссийскости». На тех февральских выборах победил Виктор Янукович, бывший для Кремля предпочтительным кандидатом. Г-н Янукович изменил курс либеральной «оранжевой революции» на Украине и повернул в сторону Москвы.
Г-н Лукашенко, которого США назвали последним диктатором Европы, далеко не прозападный либерал. Но Кремль, похоже, решительно настроен на его смещение в пользу более сговорчивого лидера. Впрочем, он также готов просто достаточно ослабить Лукашенко, чтобы тот оказался зависим от Москвы.
Г-н Лукашенко, управляющий страной с 1994 года, вызвал гнев Кремля в мае, бойкотировав запуск нового Таможенного союза с Россией и Казахстаном. Таможенный союз является любимым проектом российского премьер-министра Владимира Путина.
Возмездие последовало быстро. В июне Москва прекратила поставки газа и потребовала выплаты долга в 228 миллионов долларов государственной компании «Газпром» - ранее эта же тактика использовалась и против Украины. Некоторые аналитики говорят, что кампания стала прелюдией к новым требованиям Москвы о полном слиянии [Газпрома с национальной энергетической компанией Белоруссии], которые прозвучат после того, как ослабленный г-н Лукашенко победит на выборах.
Голосование в Киргизии, единственной в мире стране, где расположены и российская, и американская военные базы, должно привести к созданию единственной в Центральной Азии парламентской демократии, после того как апрельская революция привела к свержению президента Бакиева. Г-н Медведев назвал этот план «катастрофой», и Москва открыто поддерживает пророссийскую партию, которая обещает восстановить институт сильного президента.
Летом Киргизия оказалась на грани развала после вспышки этнического насилия на юге, где столкнулись киргизы и узбекское меньшинство. Опасаясь, что дальнейшие беспорядки могут дестабилизировать всю Среднюю Азию, Федеральная служба безопасности России впервые с момента развала Советского Союза дислоцирует в южной Киргизии свои пограничные войска.
Американская база «Манас», играющая жизненно важную роль в поставках грузов для операций НАТО в Афганистане, продолжает раздражать Кремль. Он был в ярости, когда г-н Бакиев нарушил свое обещание закрыть базу, получив гарантии двухмиллиардного российского кредита, и намерен заставить новое киргизское правительство вручить американцам повестку в обмен на будущую помощь.
В других государствах Средней Азии Россия закручивает экономические гайки, чтобы поддерживать свое господство в новой «Большой игре» против Запада и жаждущего ресурсов Китая за энергетические запасы региона. После сделки с президентом Каримовым, узбекским диктатором, находящимся у власти с советских времен, Газпром монополизировал огромный газовый экспорт Узбекистана. Однако соседний Туркменистан, обладающий пятыми по величине газовыми резервами в мире, открыл трубопровод в Китай, который стал первым в Средней Азии, обходящим Россию стороной. ЕС также ухаживает за Туркменистаном, надеясь убедить его подавать газ в предполагаемый трубопровод Nabucco, который пойдет в обход России, чтобы снизить энергетическую зависимость Европы от Москвы.
Вхождение Казахстана в таможенный союз г-на Путина вызвал внутри страны страхи постепенного экономического поглощения Россией, особенно после того, как было выдвинуто предположение о том, что следующим логичным шагом станет единая валюта. Президент Назарбаев, находящийся у власти с 1991 года, поддерживал баланс между Россией, Европой и Китаем, но в этом году ему исполнится 70 лет, а явного преемника у него нет, что дает Москве возможность сыграть свою роль в выборе нового правителя.
Нигде эта борьба за бывший советский регион не является столь напряженной, как на Кавказе, который является воротами, соединяющими Европу с энергетическими богатствами Средней Азии. После смены власти на Украине и в Киргизии, Грузия под управлением президента Саакашвили остается последней из стран, где еще не стерлись следы прозападных «цветных революций».
Война 2008 года с Россией из-за отколовшихся регионов Абхазия и Южная Осетия испортила демократическую репутацию грузинского президента в Европе, в то время как Белый дом Обамы гораздо меньше г-на Буша поддерживает членство Грузии в НАТО. Кремль поддерживает давление на грузинское руководство, разместив в отколовшихся регионах войска и уговаривая грузинских оппозиционеров найти дружелюбного преемника, когда второй срок г-на Саакашвили истечет в 2013 году.
Соседняя Армения подтвердила свой статус гарнизона Москвы на Кавказе, когда в августе продлила срок аренды российской базы на 24 года, до 2044 года. Азербайджан разбогател на каспийской нефти, которая подается на запад, через Грузию и Турцию, по трубопроводу Баку-Джейхан. В этом ему помогли инвестиции энергетических компаний, которые поддерживало американское правительство.
Это дало Баку большую независимость от России, но неразрешенный конфликт с Арменией по поводу Нагорного Карабаха означает, что Азербайджан не может отбиться слишком далеко от своего бывшего советского мастера. Если боевые действия возобновятся, у России есть возможность решить исход дела не в пользу Азербайджана, а это ставит под угрозу трубопровод. Во время войны 2008 года российские истребители безуспешно пытались разбомбить грузинский отрезок нефтепровода.