Хотя Россия и принимает участие за столом шестисторонних переговоров, проходящих по инициативе Пекина, с которым страны северной Азии и Соединенные Штаты уже в течение нескольких лет стремятся прийти к соглашению, чтобы добиться атомного разоружения Пхеньяна, она никогда не была определяющим игроком в этом регионе мира.
Как Пекин и Сеул, Москва всегда придерживалась линии «прогрессивного» подхода по отношению к Пхеньяну, что практически означало готовность предоставить помощь режиму каждый раз, когда завершался очередной этап в процессе атомного разоружения. Россия играла ключевую роль в известном деле замораживания корейских фондов, приблизительно 25 миллионов американских долларов в банке Banco Delta Asia, находящемся в Макао.
Сегодня, однако, в связи с важной переменой в лидерстве в Пхеньяне, Москва, по-видимому, намерена перейти к более активной роли на севере Азии. В первый раз Россия заявила, что она «предприняла все необходимые меры, чтобы противостоять военной эскалации на Корейском полуострове» и предпочитает в будущем видеть объединение двух стран, которое приведет к созданию новой Кореи, нейтральной, миролюбивой, а главное, свободной от иностранных войск на своей территории.
Для России военная оккупация Кореи каким-то третьим государством, даже если такие действия будут предприняты в целях обеспечения безопасности и стабильности на всем полуострове, стала бы катастрофой. Причем Россия опасается не столько Китая, сколько амбиций США в регионе, как объяснил представитель российского правительства. Москва боится, что именно Вашингтон возьмет верх на полуострове. Китай, как географически близкий сосед с определившимися интересами уже имеет крепкие позиции как в Северной, так и в Южной Корее, но Россия хотела бы, чтобы пространство для маневра, которое могло бы создаться после гипотетического объединения двух стран, принадлежало ей. Вот почему она не расположена одобрить санкции против Пхеньяна: в этом случае она перейдет в разряд враждебных Северной Корее стран.
Для Москвы делом более срочным является решения вопроса о долге Пхеньяна России, а также улучшение двусторонних отношений между странами. Каким образом можно этого добиться? Соединить Транссибирскую железную дорогу с железнодорожной сетью Северной Кореи, а оттуда создать сеть прямых коммуникаций с Южной Кореей. Отметим, что товарообмен между Россией и Южной Кореей растет очень быстро. Нужно помочь Пхеньяну построить необходимую инфраструктуру для переброски электроэнергии и газа, связав ее с российской территорией, а в культурном плане продвигать курсы русского языка и культуры в школах, чтобы воспрепятствовать введению в школах Кореи китайского в качестве второго языка.
Клаудия Астарита - 30 лет, 4 года работает научным сотрудником при Центре исследования Азии в престижном Гонконгском университете. Замужем за итальянским дипломатом в Китае.