Когда говорят «Россия» и потом сразу «интернет», то это звучит как-то мрачно.
В новостях сообщают про DDoS-атаки, проводящиеся, как сообщается, с российских серверов и приводящих к падению систем и веб-сайтов в Эстонии и Грузии.
Россия — один из основных источников спама, сквозь который нам каждый день приходится продираться, открывая ящик электронной почты. В России действуют торговцы детской порнографией.
Противники хозяев Кремля подвергаются очернению в Сети.
Список можно продолжать долго. И всё это правда.
Но русскоязычный сектор интернета (он же «Рунет») отнюдь не целиком состоит из этих нелестных вещей.
На самом деле власти России хозяйничают на телевизионных каналах. Общегосударственные телесети в целом транслируют передачи, в которых хвалят руководство страны.
Печатные органы массовой информации в России пользуются большей степенью свободы самовыражения; в целом считается, что это из-за их сравнительно невысоких тиражей.
Но самая большая свобода — в Рунете.
По последним данным, полученным в конце прошлого года, каждый третий взрослый человек в Российской Федерации выходил в Интернет в последние полгода.
Это означает, что пользовательская база составляет порядка сорока миллионов человек.
В больших городах с населением более миллиона человек свыше половины взрослого населения пользуется Интернетом. И доля их непрерывно растёт.
В прошлом году их было примерно на 20 процентов больше, чем в 2008-м. По всей вероятности, среди молодёжи доля пользователей Интернета ещё выше.
Сейчас всё большее и большее число людей ведёт в сети блоги, выкладывает видеозаписи.
Характерная особенность России — изобилие сайтов, предоставляющих услуги видеохостинга.
С помощью запоминающихся видеороликов граждане привлекают внимание общественности ко всему, что считают недостатками и злоупотреблениями в обществе.
Многие, похоже, поняли, что это гораздо более эффективный способ донести свою идею до всех, чем участвовать в уличных демонстрациях.
Иногда информация или материалы из этих видеозаписей даже просачивается через порог обычных СМИ.
К примеру, этой осенью активно обсуждалась видеозапись, на которой местный чиновник во время посещения школы заставлял подростков целовать ему ноги, одновременно отжимаясь. Чиновника уволили.
А весной актуальной темой стала история с двадцатипятилетней дочерью важного сотрудника местной избирательной комиссии, не справившейся с управлением своей машины и сбившей двух сестёр, шедших по тротуару на улице города Иркутска.
Обе женщины получили серьёзные травмы, одна впоследствии скончалась в больнице, но девушка, сидевшая за рулём, явно больше переживала из-за повреждений машины и вместо того, чтобы помочь жертвам, звонила по сотовому телефону (не в скорую помощь).
Шокирующий материал съёмки произошедшего на веб-камеру привлёк всеобщее внимание и вызвал негодование в адрес безнаказанности тех, кто пользуется «хорошими связями» в российском обществе.
Было немало и других аналогичных случаев.
Ещё один распространённый подвид публикуемых в Интернете видеозаписей — прямые обращения к президенту или премьер-министру.
Такие обращения зачастую вызваны случаями злоупотреблений чиновниками на местах, в частности, коррупцией или нарушениями на выборах.
Некоторые, судя по всему, верят, что «добрый царь» в Москве решит проблему.
Другие видят в таких роликах нечто вроде газетной колонки для писем читателей и пытаются расширить свою аудиторию, опуская имена политических лидеров.
Безусловно, непрофессиональные видеозаписи также рассматриваются как способ расширить представления о том или ином событии, создаваемые телеканалами, которые таким образом утратили ранее занимавшееся ими положение монополистов.
В августе премьер-министр Владимир Путин проехал две тысячи километров по дорогам Сибири на ярко-жёлтой «Ладе-Калине»; по телевизору показали, как он поддерживает отечественный автопром и называет машину «удобной» и «надёжной».
Но есть любительское видео, снятое с обочины трассы, и на нём видна проезжающая автопроцессия с большим количеством роскошных импортных внедорожников с тонированными стёклами, а также ещё две совершенно одинаковые «Лады», одна — в кузове эвакуатора, что очень смешит собравшихся зевак.
Летом в России бушевали ужасные лесные пожары, и по телевидению показывали, как Путин встречается с селянами, у которых сгорели дома, и утешает их.
На YouTube’е немедленно появилось любительское видео, где рассерженные селяне ругают Путина, говоря, что правительство должно уйти в отставку и что никто им ничем не помог.
Обычно такие видео пропускают.
К примеру, ролик про три «Лады» получил более шестисот тысяч просмотров.
В то же время оживлённым спорам в интернете, ведущимся вокруг подобных событий, судя по всему, никто не мешает.
Даже оппозицию стали слушать больше: сообщается, что в интернете начали выражать инакомыслие.
С другой стороны, интернет-активисты тоже время от времени попадают в беду.
У них отбирают компьютеры, например — по подозрению в распространении пиратских копий различных материалов.
В подобных случаях обычно переполняется чаша терпения именно местных властей.
Естественно, чиновники следят за тем, что происходит в сети.
Кремлёвская администрация, похоже, не просто следит за происходящим, но и вступила в соперничество в интернете.
Президент Дмитрий Медведев завёл свой собственный видеоблог и рекомендует политикам пользоваться социальными сетями, особенно Twitter’ом.
Сам Медведев впервые написал в Twitter из Сан-Франциско в июне этого года, и теперь его читают более 90 000 человек.
Одна из причин всплеска видеообращений и петиций, как считается, — это то, что Медведев разбирается в компьютерах и сидит в интернете.
К примеру, в августе он выложил вариант законопроекта о реформировании милиции, чтобы граждане комментировали его. И тысячи граждан его прокомментировали.
На личном сайте Путина изредка пробиваются в эфир даже голоса критиков.
В российской блогосфере постоянно появляются странички сторонников нынешней администрации, а не только её противников.
Политики, утратившие популярность, зачастую оказываются под бешеным огнём атаки блоггеров.
«Неудобные» персонажи, выступающие против властей предержащих, попадают в неловкое положение, когда публикуются видеозаписи, на которых они (или лица, похожие на них) занимаются сексом, принимают наркотики или пытаются подкупить милиционеров.
Такие кадры — не всегда дело рук властей, но стопроцентно уверенным нельзя быть ни в чём.
Похоже, что российские власти считают интернет чем-то вроде приемлемого «предохранительного клапана».
По крайней мере, до сих пор ворчание, издаваемое сетянами, ни к каким серьёзным репрессиям не приводило.
Как бы то ни было, надеть узду на интернет сложно, ведь там так долго была свобода.
Сейчас в интернете так много пользователей, что ограничить их — значит ограничить несравненно большее число людей, чем при запрете уличных демонстраций.
Автор статьи — московский корреспондент Helsingin Sanomat