Министры иностранных дел Великобритании не такие частые гости в Москве, как многие их коллеги из других стран ЕС.
Причиной тому были сначала недовольство Москвы по поводу предоставления политического убежища Борису Березовскому и Ахмеду Закаеву, а затем – гибель в 2006 году бывшего сотрудника КГБ и британского гражданина Александра Литвиненко в результате отравления радиоактивным веществом – полонием.
Королевская прокурорская служба Великобритании подозревает в убийстве Литвиненко другого бывшего сотрудника КГБ, ныне депутата Государственной думы от ЛДПР Андрея Лугового.
Именно с требования Лондона выдать Лугового и отказа Москвы сделать это и начался, пожалуй, самый непростой период в отношениях России и Великобритании за последние 20 лет.
Смена правительства в Британии
Приезд в Москву в 2009 году министра иностранных дел в предыдущем, лейбористском правительстве Дэвида Милибэнда ничего принципиально не изменил в двусторонних контактах.
Во-первых, потому что в Москве всерьез обиделись на сделанное когда-то Милибэндом предложение России "поменять собственную конституцию", чтобы иметь возможность выдать Лугового британцам.
А во-вторых, потому что уже в прошлом году многие в Москве были уверены в грядущем поражении лейбористов на парламентских выборах, а потому заранее готовились иметь дело с новым правительством во главе с консерваторами.
Кстати, эти расчеты были крайне рискованными – после парламентских выборов в мае 2010 года у власти вполне могла оказаться коалиция лейбористов и либерал-демократов, а не консерваторов и либдемов.
И тем не менее, новый глава Форин офиса Уильям Хейг приезжает в Москву. Он хочет способствовать перезагрузке двусторонних отношений, подобной той, которую стремится осуществить администрация Барака Обамы для российско-американских отношений.
Замять Лугового
Официально в Лондоне никто не собирается отказываться ни от обвинений против Лугового, ни от требования выдать его британскому правосудию.
Останется в силе и ордер на его арест, серьезно осложняющий поездки депутата за границу.
Однако неофициально обеим сторонам давно хочется найти выход из тупиковой ситуации и забыть "проблему Лугового". Судя по всему, именно об этом договорились премьер-министр Дэвид Кэмерон и президент Дмитрий Медведев во время их встречи на саммите "Большой восьмерки".
В Кремле такое желание демонстрируют с помощью не самого обычного жеста – Хейга примет сам Медведев, хотя по протоколу он совершенно не обязан этого делать.
Глава департамента Восточной Европы и Центральной Азии министерства иностранных дел Великобритании Лори Бристоу уже отметил, что в Лондоне оценили это решение российского лидера.
Впрочем, Бристоу тут же добавил, что на переговорах с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и президентом Медведевым Хейг не будет уклоняться от изложения британской позиции по тем вопросам, где с Москвой существуют разногласия.
Помимо "дела Литвиненко" это и стандартная для всех стран ЕС поддержка "территориальной целостности Грузии" – то есть несогласие с действиями России на Кавказе и признанием Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии.
Другие приоритеты
Британская пресса, причем как левой, так и правой ориентации, опубликовала Нажать ряд комментариев, суть которых сводится к тому, что поездка Хейга может быть воспринята российскими правящими кругами как признак слабости и сдачи Лондоном своих позиций.
Поэтому комментарии Форин офиса настойчиво напоминают: никаких принципиальных изменений не будет.
Многим россиянам трудно получить британскую визу
Однако очевидно, что правительство Дэвида Кэмерона сфокусировано прежде всего на решении экономических проблем. В конце октября оно обнародует новый бюджет, который, судя по всему, будет содержать меры очень жесткой экономии государственных расходов.
Во внешней политике оно отдает приоритет Афганистану, проблеме Ирана, борьбе с терроризмом мусульманских радикалов.
По всем этим вопросам в Лондоне предпочитают видеть Москву партнером, а потому именно эти темы будут главными для Хейга в Москве. Тем более что в результате гибели Литвиненко контакты британских спецслужб с ФСБ по теме международного терроризма были сведены до минимума.
Москве тоже выгодно
Для Москвы "размораживание" отношений с Лондоном тоже выгодно по ряду причин.
Российское руководство развернуло дипломатическую кампанию за отмену виз с ЕС. Эта тема пользуется особым вниманием Дмитрия Медведева.
Между тем, Соединенное Королевство остается противником введения безвизового режима. Очевидно, в Кремле и на Смоленской площади надеются повлиять на ситуацию в свою пользу.
Да и сложности с получением британской визы для россиян, особенно с официальным статусом, продолжают оставаться проблемой для Москвы (равно как и аналогичная ситуация с визами для британцев – для Лондона).
Наконец, и для России, и для Великобритании выгодно "подтолкнуть" развитие делового сотрудничества, которое, впрочем, несильно пострадало из-за напряженности последних лет. Президенту Медведеву нужно расширение круга партнеров в деле претворения в жизнь лозунга модернизации, а британскому кабинету немаловажно показать, что оно заботится об интересах британского бизнеса за рубежом и создании новых рабочих мест.
Думается, визит Уильяма Хейга будет объявлен успешным обеими сторонами, а неудобные вопросы последних лет – надолго, если не навсегда, забыты.