Еще несколько месяцев тому назад мало кто мог подумать, что такое возможно, но Киргизии в конце прошлой недели удалось провести свободные, честные и на удивление спокойные выборы в парламент без вспышек насилия. В своей оценке на страницах EurasiaNet, которую разделяют многие эксперты по данному региону, Дэвид Триллинг (David Trilling) сделал следующий вывод: "Парламентские выборы в Киргизии прошли наилучшим образом". Явка в этой стране, где всего 2,8 миллиона избирателей с правом голоса, превысила 50 процентов, а результаты оказались неоднозначными, что вынудит политических лидеров заняться поисками компромисса для сформирования коалиционного правительства. Пять политических партий из 29 участвовавших в выборах преодолели пятипроцентный барьер и смогли получить мандаты в 120-местном парламенте страны.
После того, как успех голосования стал очевиден, президент США Барак Обама поздравил киргизский электорат с "избранием своей власти мирными, демократическими средствами". Обама добавил, что "вчерашнее голосование … усилило нашу решимость помогать смелому народу Кыргызстана в деле укрепления демократии, развития экономики, поддержания мира и безопасности".
Если прежняя политическая нестабильность в Киргизии угрожала многим важным региональным интересам, то восстановление политической стабильности дает мировому сообществу пусть мимолетную, но все равно позитивную возможность закрепить существенные достижения в деле региональной безопасности.
Видимо, общее удивление ничем не оправдано, учитывая тот факт, что референдум по конституции прошел в июне 2010 года неожиданно спокойно. Благодаря тем реформам произошла концентрация властных полномочий в руках законодательных органов власти, что весьма необычно для этого региона, где господствующие позиции занимают сильные политические руководители с авторитарными методами правления, диктующие свои условия слабым парламентам и послушным политическим партиям. Переходное киргизское правительство пошло на огромный риск, проведя референдум по конституции спустя всего несколько недель после массовых столкновений на юге страны, ставших следствием апрельских беспорядков, которые привели к свержению правительства бывшего президента Курманбека Бакиева. Но высокая явка и мощная поддержка нового проекта конституции в решающий и крайне важный момент укрепили общенациональную и международную легитимность попавшей в сложное положение власти.
Мортен Хоглунд (Morten Hoeglund), наблюдавший за парламентскими выборами от Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, отметил следующее: "Я за эти годы наблюдал за многими выборами в Центральной Азии, но это было первое голосование, исход которого я предсказать не мог".
Тот факт, что ни одна политическая партия даже близко не подошла к созданию парламентского большинства, это позитивное событие, поскольку политические фракции будут вынуждены искать компромиссы. Кроме того, коалиционное правительство, в состав которого войдут партии меньшинства, порождает надежду, причем даже у тех организаций, которые на сей раз в парламент не попали. Дело в том, что в такой обстановке ни одну группу или партию не удастся на постоянной основе лишить политического влияния. Особенно важно, что узбеки не будут чувствовать себя изолированными от власти и не станут обращаться к Ташкенту с просьбами о защите своих интересов – или даже настаивать на включении своих территорий в состав Узбекистана.
По-прежнему не ясно, какие именно причины вызвали межэтническую напряженность и ее взрыв в июне, накануне референдума по конституции. В результате столкновений погибло, наверное, не менее 1000 человек. В один из моментов количество беженцев и перемещенных лиц внутри страны достигло 500000 человек. В основном это были узбеки. Киргизские и зарубежные аналитики приводят различные причины. Среди прочего, они говорят о вспышке существовавшей уже давно напряженности между узбеками и киргизами, о грабежах и мародерстве по причине экономической и классовой зависти, о заговоре сторонников Бакиева, попытавшихся вернуть его к власти, а также об интригах России, США и прочих иностранных держав, отстаивающих свои интересы в регионе. Но основополагающая причина сохраняющейся в стране нестабильности более понятна. Кыргызстан это бедная страна, имеющая искусственно проведенные границы и расколотый политический класс. На ее территорию проникают наркоторговцы, исламские экстремисты, и она не имеет особого и постоянного значения для великих держав, которые смотрят на эту страну в основном как на транзитную точку на пути в Афганистан и другие государства.
Возвращение политической стабильности в Киргизию, что подтвердили прошедшие выборы, это хороший знак для всего региона. Возникавшее там политическое насилие угрожало американским и российским военным объектам, а также тому главному пути снабжения и эвакуации, по которому войска США попадают в Афганистан и покидают его. Кыргызстан беден и изолирован; и он не столь важен для России, Китая, США и прочих крупных держав, чтобы из-за него между ними произошло крупное столкновение. Каждая из этих стран серьезно заинтересована в стабильности Киргизии.
Китайские власти опасаются, что сохраняющаяся нестабильность на их западных границах может выйти за пределы Киргизии и негативно отразиться как на самом Китае, так и на других государствах Центральной Азии. Это осложнит усилия Пекина по использованию природных ресурсов центральноазиатского региона.
Российских руководителей больше всего беспокоит то, как дестабилизация в Киргизии отразится на Москве. Они опасаются, что Россия и ее региональные институты безопасности окажутся в такой ситуации бессильными. Удивившая многих неспособность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) помочь киргизскому правительству в подавлении июньских мятежей вызвала обеспокоенность у многих государств Центральной Азии, которые начали задумываться, стоит ли им полагаться на эти институты, и сумеют ли они защитить их от внутренних угроз безопасности.
Россию также беспокоит то, что утрата контроля за киргизскими границами приведет к активизации наркоторговли и прочей транснациональной преступности в Центральной Азии, поскольку все это легко может перелиться на территорию Российской Федерации из-за слабого контроля на границах, разделяющих эти бывшие советские республики.
Особую озабоченность у американских руководителей Кыргызстан вызывает именно сегодня, поскольку недавние столкновения между силами НАТО и Пакистана вновь продемонстрировали явную незащищенность путей снабжения коалиции, идущих в Афганистан. Хотя Киргизия это не самый главный участник в организации запасных путей снабжения НАТО, которые известны как Северная сеть, ее международный аэропорт Манас играет в этом деле важную роль, являясь той перевалочной базой, через которую военнослужащие НАТО могут попадать в Афганистан и улетать оттуда. С тех пор как Узбекистан в 2005 году выгнал американских военных со своей территории, Манас является главным транзитным центром армии США в данном регионе. Пентагон пользуется этой базой для обеспечения своих военных действий в Афганистане с конца 2001 года. Почти все находящиеся там американские военнослужащие попадают в Афганистан и уезжают оттуда через Манас. Два главных плюса этого международного аэропорта – его относительно современная инфраструктура и удобное местоположение. Его взлетно-посадочная полоса, имеющая в длину 4200 метров и используемая совместно военными и гражданскими, изначально строилась для советских бомбардировщиков. Она продемонстрировала свои уникальные возможности на фоне всех остальных киргизских аэродромов, поскольку обеспечивает круглосуточный взлет и посадку крупных военно-транспортных самолетов и самолетов-заправщиков. Их экипажи могут совершить свой тысячемильный перелет в Афганистан за 90 минут, что на много часов меньше полета с любого другого крупного аэродрома.
После прошедших в выходные дни выборов Вашингтон должен вновь обратить внимание на проблему использования этой базы американцами, поскольку срок ее аренды заканчивается в 2011 году. Некоторые из одержавших победу партий призывают закрыть Манас, и вопрос о продлении срока аренды может вызвать серьезные политические споры в процессе формирования коалиции.
Хотя сохранение базы крайне важно, американские руководители должны также более позитивно относиться к сотрудничеству с Киргизией в целях предотвращения дальнейшего насилия и наведения порядка в этой стране, которая играет существенную роль в выполнении сложных задач в Афганистане. Для разработки, финансирования и успешного осуществления долгосрочной программы восстановления и возрождения Киргизии потребуется активное содействие со стороны самых разных многонациональных организаций, включая НАТО, ОБСЕ, а также ЕС, ОДКБ, ШОС и международные финансовые институты. В следующем месяце состоятся саммиты НАТО и ОБСЕ с участием глав государств-членов, и они дадут ключевым региональным игрокам прекрасную возможность для того, чтобы инициировать реализацию этих мер в целях укрепления стабильности в Кыргызстане.
Ричард Вайц — старший научный сотрудник Хадсоновского института (Hudson Institute) и старший редактор World Politics Review. Его колонка Global Insights публикуется в WPR каждый вторник.