В среду выяснилось, что Великобритания и Россия так и не преодолели «серьёзные разногласия» в своих напряжённых отношениях, несмотря на редкий случай — встречу министра иностранных дел Уильяма Хейга (William Hague) с президентом Дмитрием Медведевым.
После переговоров с Медведевым и министром иностранных дел Сергеем Лавровым Хейг сказал, что в противостоянии, начавшемся из-за убийства в Лондоне противника Кремля и резко испортившем отношения между странами, ничего не изменилось.
Великобритания хочет, чтобы Россия выдала ей бывшего агента КГБ, а ныне депутата парламента Андрея Лугового — главного подозреваемого в убийстве Александра Литвиненко, погибшего в 2006-м, — но Москва лишь сердито отмахивается от этого.
«У нас есть серьёзные разногласия, и мы не уклоняемся от того, чтобы обсуждать их», — сказал Хейг, общаясь с журналистами в Москве после переговоров с его коллегой Лавровым, прошедших во время его первого визита в Россию на посту министра иностранных дел.
Хейг сказал, что вопрос обсуждался на его встрече с Лавровым и Медведевым, но дал понять, что никакого прорыва в обозримом будущем не ожидается.
«Мы признаём, что разногласия сохраняются», — сказал Хейг. — «Мы сейчас не можем сказать, что что-то изменилось». Имелись в виду изменения позиции Великобритании по убийству Литвиненко.
Лавров тоже не сказал ничего такого, что говорило бы о найденном решении.
«Позиция России отлично известна британской стороне, и мы не собираемся от неё отказываться», — сказал он.
Оба дипломата с дружелюбным видом подчеркнули, что признали друг за другом право на своё мнение, но отсутствие прогресса убило всякую надежду на быструю «перезагрузку» отношений, появившуюся было после прихода к власти в Великобритании коалиции консерваторов и либералов в мае.
Отношения находятся в таком состоянии, что визит лейбориста и предшественника Хейга Дэвида Милибэнда (David Miliband) в ноябре 2009-го года стал первым визитом главы британского внешнеполитического ведомства за пять лет. С Медведевым Милибэнд тогда не встречался.
Хейг встретился с Медведевым в его резиденции в подмосковных Горках и передал ему «наилучшие пожелания» от премьер-министра Дэвида Кэмерона. Больше никаких комментариев о ходе встречи не последовало.
Оппозиционной российской газете «Новая газета» Хейг сказал, что «служба уголовного преследования ... не получила удовлетворительного ответа» на запрос о передаче Лугового британскому правосудию.
Депутат нижней палаты парламента Луговой, пользующийся иммунитетом, с вызовом сказал, что уверен, что Россия будет стоять за него и отклонит все призывы Великобритании передать его в Лондон под суд.
«Чем больше британцы упираются в этом вопросе, тем хуже для наших с ними отношений», — сказал Луговой информационному агентству «Интерфакс».
Британская полиция обвиняет Лугового в убийстве Литвиненко — бывшего российского шпиона, а впоследствии эмигранта и противника Кремля — путём подсыпания радиоактивного полония ему в чай в лондонской гостинице в ноябре 2006-го года.
Напоминающее о временах «холодной войны» ухудшение отношений из-за убийства Литвиненко усугубилось возмущением России, что Великобритания предоставляет убежище разыскиваемым Москвой преступникам, в частности, магнату и противнику Кремля Борису Березовскому.
Несмотря на проблемы политического характера, по словам Хейга, Великобритания остаётся главным источником прямых иностранных инвестиций в Россию. По его словам, на российские компании приходится тринадцать процентов международных позиций на Лондонской фондовой бирже.
«Мы будем работать над тем, чтобы создавать этот крепкий фундамент», — сказал Хейг. По его словам, британский бизнес будет помогать Медведеву с его планами модернизации России. — «Правительства наших стран намерены и в дальнейшем улучшать экономические отношения».
По словам министров, обе страны, являющиеся постоянными членами Совета безопасности ООН, занимают одинаковую позицию по таким международным вопросам, как Иран и Северная Корея, и обе подписали декларацию по Афганистану, в которой выражалась поддержка афганскому правительству.