"Разделяй и властвуй" - мудрое правило,
но "объединяй и направляй" - еще лучше.
Гёте
Сегодня немало разговоров и рассуждений относительно идеи объединения Кавказа. Возможно, в своей последней речи в ООН, президент Грузии представил, или предложил новый курс для Кавказских государств. Вполне допустимо, что эта идея может быть реализована, так как в таком альянсе больше плюсов, чем минусов. Мне хотелось бы предложить обсудить те принципы, которые должны стать важными при осуществлении этого проекта и те проблемы, с которыми придется столкнуться проекту. Назову данный проект объединения Кавказских государств условно - «Кавказский союз», по аналогии с Евросоюзом.
Итак, на 65 заседании Генеральной Ассамблеи ООН, Президент Грузии М.Саакашвили предложил создание альянса, в который, по его мнению, могут войти государства, находящиеся по обе стороны Кавказа.
Начну с того, что сама по себе идея создания таких союзов не нова. Еще в период СССР на территории Северного Кавказа были созданы Карачаево-Черкесская, Чечено-Ингушская, Кабардино-Балкарская автономные республики. Как происходили эти процессы – известно. Советские руководители одним росчерком пера объединяли народы, разъединяли, дарили полуострова, земли. По другую сторону Кавказского хребта, так же была образована Закавказская СФСР. Создание организации ГУАМ так же предполагало объединительную модель, и, кстати, в этой организации есть и Грузия и Азербайджан. Идея не нова, но что именно кроется за союзом Грузии и Азербайджана в новом формате и как могут произойти объединительные процессы с государствами Кавказа. Заслуживают внимания именно методы объединения. Что должно лечь в основу такого объединения? Какие принципы объединения должны быть основополагающими для устойчивого существования альянса? К каким изменениям могут привести такие объединения на мировой «шахматной доске»? Конечно же, это далеко не все исчерпывающие вопросы, но в статье для предварительного анализа предлагаются именно они.
Прежде всего, нельзя пользоваться теми методами, которыми пользовалась, и до сих пор пользуется Россия. Такие методы, вот уже почти 200 лет приносят одни несчастья и страдания кавказским народам. Однозначно - это не тот путь, по которому нужно идти.
Основными принципами, которыми нужно руководствоваться при создании «Кавказского союза» должны быть:
1. Принцип добровольности. Создание подобного рода союзов не должно быть насильственным. Исключительно добровольность. Опять же это не значит проведение референдумов при каждом важном вопросе. Народы государств, участвующие в создании союза, избрали и избирают парламент, который и выражает волю людей. Они хорошо знают проблемы своего народа, и будут создавать такое количество рабочих комиссий, которое необходимо для решения всех вопросов сотрудничества. Именно принцип добровольности позволил многим европейским странам вступить в единый союз. Все мы знаем, как стучались в двери Евросоюза страны Восточной Европы после распада социалистической системы. К этому времени европейский союз достиг таких успехов, что быть вне него было опасно. Никто ведь не заставлял страны бывшего соцлагеря, сломя голову бежать в европейский дом. Просто напросто Евросоюз задал такие стандарты качества жизни, что страны Восточной Европы побоялись остаться вне еврозоны. Таким же принципом нужно руководствоваться и в создании «Кавказском союза». Вспомним, что процесс объединения Европы начали «заклятые друзья» Франция и Германия в 1950 г., и он стал привлекательным для остальных стран. Думается, что Грузия и Азербайджан могут начать такой же процесс на Кавказе. Для этого есть все предпосылки. Допускаю, что найдется немало скептиков, критикующий такой союз, но любые проблемы взаимоотношения можно предвидеть и научиться их решать. Как любил говорить американский сенатор Роберт Кеннеди: «Пятая часть населения всегда против чего бы то ни было когда бы то ни было». Мы должны исходить из интересов подавляющего большинства и, исходя из этих интересов, строить союз.
2. Принцип партнерства. Ни в коем случае не претендовать на роль лидера в этом союзе. Грубейшая ошибка, которую допустила Россия в отношениях со странами СНГ, ОДКБ, ШОС и т.п., кроется именно в этом. Везде и всюду, Россия только за собой оставляла последнее слово, возомнив себя «старшим братом». Другие участники всех этих союзов лишены возможности принимать решения, или даже как-то влиять на них. Вновь задаюсь вопросом: почему Россию называют «старшим братом» по отношению к другим странам вышеперечисленных союзов? В чем это старшинство? В территории или в ракетах? Своим отношением к «союзникам» Россия добилась того, что все эти союзы «трещат по швам». На самом деле России нужно было в очередной раз доказать всему Западу, что они чего-то стоят и могут создавать различные альянсы по типу НАТО и Евросоюза. В результате, действительно хорошие начинания провалились. В том, что происходит между Россией и Белоруссией, виновата, прежде всего, Россия. Как можно добиться согласия путем насилия, шантажа и обмана, путем дискредитации и оскорбления лидера государства, которого выбрал народ?
3.
В связи с этим, ни Грузия, ни Азербайджан, ни кто – либо еще не может объявлять себя лидером союза кавказских государств. Никто не должен диктовать свои условия, шантажировать тем более. Только равное партнерство, взаимное уважение интересов каждого государства «Кавказского союза» должно стать еще одним важным принципом процесса объединения.
3. Принцип неторопливости. Этот принцип схож по своему содержанию с принципом Жана Монне, который гласил, что: «Общая Европа не будет построена сразу или по единому генеральному плану. Она будет строиться посредством конкретных достижений, которые сначала будут создавать солидарность de facto». Действительно, есть смысл начинать объединение с одного «локомотива». Таким «локомотивом» в Европе стали угольная и сталелитейная промышленность. Как бы ни выглядело это парадоксальным, но то, что работало на войну, стало работать на мир! За этим «локомотивом» потянулись другие сферы общества и на сегодняшний день мы имеем Европу, объединенные общими гуманными ценностями. Поэтому, нельзя строить планы объединения сразу по всем сферам. Вполне допустимо, что создание «Кавказского союза» между Азербайджаном и Грузией может начаться с энергетической сферы, тогда это один механизм объединения, если с сельского хозяйства, то другой. Так или иначе, необходимы большое количество встреч и консультаций, для того, чтобы исключить любые непредвиденные обстоятельства, угрожающие союзу.Опять же, не могу не вспомнить заявление президента России Д.Медведева относительно взаимодействия в рамках ШОС, где он похвастался, что процессы интеграции в этой структуре идут быстрее, чем в Евросоюзе. Если приглядеться внимательно, то в таких делах лучше не спешить и не устраивать соревнований, кто быстрее объединится. Чем скрупулезнее и тщательнее исследована проблема, тем больше шансов на успех. Россия в ШОС спешит прибыль получить да деньги отмыть под какой-нибудь очередной проект. Когда в Европе проходили переговоры, то проводились тысячи встреч между представителями правительств разных стран, что попросту означало, что они хорошо узнали друг друга. Они уже сами стали думать о таких вещах, которые могли бы делать вместе.
4. Принцип гарантированности. Исходя из этого принципа, мы должны гарантировать друг другу соблюдения всех договоренностей между странами. Мы должны гарантировать соучастие в решении проблем, возникающих на своих территориях; гарантировать каждому новому члену союза партнерство и уважение его интересов.
Важным аспектом создания «Кавказского союза» является формирование тех ориентиров, которые будут направлять стратегическое развитие «Кавказского союза». Насколько возможен союз с участием Грузии, Азербайджана и Армении? Одной из причин, почему распался союз Грузии, Армении и Азербайджана 20-е годы 20 века было их ориентация на разные страны: Грузия ориентировалась на Германию, Армения на Англию, Азербайджан на Турцию. Конечно, сейчас, при ориентации Армении на Россию, вхождение самой Армении в конфедерацию Грузии и Азербайджана затруднительно. Если и Азербайджан и Грузия ориентированы на европейские ценности и стандарты, ориентированы на улучшение и укрепление своих отношений и создание процветающих, демократических государств, то Армения, ориентированная на союз с Россией, больше теряет от такого союза, чем приобретает. Сегодня у Закавказья появляется шанс создать мирный и стабильный регион, лишить Россию возможности сеять смуту и разруху, потому что Россия – это гарант нестабильности, хаоса, коррупции, конфликтов, межнациональной розни, геноцида и военной агрессии. Да и сами армяне могут в этом убедиться, обратившись к истории. Вот что писал по поводу важности грузино-армянского союза И.Чавчавадзе: «Прежнее бессилие Грузии началось от того несчастного дня, когда пала Армения – этот прежний наш оплот, стена со стороны Юга. Мы оберегали армян со стороны Севера, а они нас с Юга…Величайшие наши цари и государственные деятели ничего не жалели, что бы помочь армянам». И что из себя представляет Россия, как «друг»? Не Россия ли предала армян в 1921 г., заручившись союзом с Турцией. Это событие вошло в историю как «Великое предательство». Именно объединенное грузинско-армянское войско противостояло аннексии Россией Закавказья. Именно Россия, вот уже больше 20 лет мешает разрешить конфликт в Нагорном Карабахе. Не пора ли, объединив усилия трех закавказских государств, избавить этот регион от Российского присутствия и дать процветание и благополучие своим народам? Как может такое государство как Россия гарантировать стабильность, если на ее территории, во многих регионах нестабильная обстановка.
Соглашусь с тем, что у Армении есть серьезные претензии к Азербайджану, Турции и даже к Грузии. Но претензии есть у всех ко всем. Если исходить из такой логики, то Германию следовало бы навечно изолировать от мирового сообщества. К примеру, у Турции и Греции есть взаимные претензии, но это не мешает им быть в одной структуре НАТО, а стремление Турции к интеграции в Евросоюз известно, где Греция уже есть. Давайте, в конце концов, вспомним, что вначале было «слово»…Мы можем договориться и создать для потомков достойное будущее.
Если касаться вопросов интеграции республик Северного Кавказа в «Кавказский союз», то здесь возникают большие сложности. Начнем с того, что эти республики в составе России, и, как она борется с независимостью кавказских народов, мы видим. Стоило Чечне объявить о независимости, подписать необходимые документы и, буквально, через 2 года ее закидали бомбами. Москва в очередной раз доказала, что договоры для нее ничего не значат. Россия уже 200 лет ведет целенаправленный геноцид народов Кавказа. За последние 15 лет, под лозунгом «борьбы с терроризмом» русские «бравые» солдаты убили десятки тысяч людей в Чечне, Дагестане, Ингушетии, и, что очень важно, все убитые и искалеченные, так или иначе «террористы». Если это так, то Россию нужно срочно объявить государством «вне закона», так как она настоящий рассадник террористического движения.
Во-вторых, если даже предположить распад России, который она заложила сама признанием сепаратистов в Абхазии и Цхинвали, то это не означает немедленного вхождения северокавказских республик в единый «Кавказский союз». Они должны сначала состояться как самостоятельные государства, научится жить самостоятельно и только потом вступать в какие-то объединения, союзы. Единственное, что может на современном этапе сделать Грузия, то это признание геноцида черкесского народа, ведение постоянного сотрудничество с парламентами кавказских республик, входе многочисленных и предметных переговоров закладывать основу для вхождения этих государств в «Кавказский союз». Даже одним признанием геноцида мы покажем свое уважение к кавказским народам, поднимем их статус и, следовательно, найдем потенциальных союзников.
Отдельно затрону вопрос о том, чего не надо делать.
Во-первых, не надо создавать альянсы против кого-то. Да, в мире еще есть потенциальные угрозы и союзники в борьбе с ними нужны, но процесс интеграции, объединения, создания конфедераций должен нести в себе, прежде всего, экономические цели и только потом внешнеполитические, которые в свою очередь не сводятся обязательно к войне против кого-то. Сугубо оборонительная составляющая конфедерации предполагается, но нельзя быть втянутыми в чужие региональные конфликты. В частности, если мы заинтересованы, что бы в этом союзе была и Армения, то она должна быть проинформирована о любых переговорах Грузии и Азербайджана относительно конфедерации, или даже быть в качестве наблюдателя. По моему глубокому убеждению Армения в конфедерации должна быть.
Во-вторых, не надо из такого союза делать еще одного геополитического игрока в данном регионе. Географическое положение Грузии, конечно, существенный фактор, но не единственный, что бы включаться в геополитическую борьбу.Без развитой экономики, с чем в Грузии и Азербайджане пока плохо, мечтать о геополитике не приходится. Хочу заметить, что при нашем положении мы просимся и в Евросоюз, и в НАТО, а необходимо добиться того, и было бы гораздо лучше, если бы нас приглашали в подобные союзы. И стремиться нужно именно к этому.
В-третьих, не надо бояться того, что произойдет какое-либо культурное давление, и, чья-либо культура полностью поглотит грузинскую, или кавказскую культуру. Сохранение и приумножение нашей культуры полностью зависит от нас. Может показаться парадоксальным, но такие объединительные процессы только усиливают национальную культуру. Если наша культура даст обществу четкие смыслообразующие ориентиры, никакая культурная экспансия нам не страшна. В статье «Грузинский путь» я уже писал о том, что деградация русской культуры и ее отступление перед западной состояло в том, что сама русская культура не дала, при всем своем величии, таких смысложизненных ориентиров, которые усилили бы национальный компонент. Поэтому, все зависит от нас самих.
В - четвертых, не надо преподносить процесс создания «Кавказского союза» как нечто грандиозное. Когда Франция и Германия начали процесс объединения в сфере угольной и сталелитейной промышленности, то это не преподносилось как неминуемое создание объединенной Европы, которую мы сегодня наблюдаем. Просто напросто, надо тихо и добросовестно делать свое дело, а результат неминуемо будет.
Итак, «Кавказский союз» - стратегия, которая способна коренным образом изменить ситуацию в данном регионе и наша задача состоит в том, что бы приложить максимум усилий для создания лучшего будущего нашим потомкам.