Уильям Хейг (William Hague) заявил, что в насыщенных проблемами отношениях Великобритании с Россией сделан определенный «шаг вперед»; с другой стороны, он настаивает, что обвиняемого в убийстве Александра Литвиненко Андрея Лугового следует судить британским судом.
Во время своего первого посещения Москвы в качестве министра иностранных дел Хейг встретился с президентом Дмитрием Медведевым, что говорило о том, что Россия хотела бы оставить дело Литвиненко позади. Кроме того, Хейг провел более трех часов, общаясь со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
Выступая в Москве, Хейг сказал, что коалиционное правительство Великобритании не собирается «уклоняться» от обсуждения сложных вопросов, в том числе и вопроса нераскрытого дела Литвиненко, добавив к этому, что между Великобританией и Россией «возникали некоторые серьезные разногласия» после отказа Кремля выдать Лугового, обвиненного в 2007-м году в убийстве Литвиненко.
С другой стороны, Хейг поприветствовал Россию как важного партнера в деле обеспечения международной безопасности и дал понять, что его коалиция хочет партнерствовать с Кремлем на основе деловых и торговых связей. Хейг передал Медведеву послание от Дэвида Кэмерона, в котором было изложено, в каких вопросах между странами возможно сотрудничество (Иран, Афганистан, Ближний Восток).
Сегодня представители Великобритании заявили, что называть визит Хейга «перезагрузкой» было бы преувеличением. Был, однако, сделан намек, что Россию обрадовал уход Гордона Брауна.
«Медведев был заметно расположен к тому, чтобы чаще видеть представителей нового правительства Великобритании», — сказал один из них, добавив к этому, что встреча Кэмерона с президентом на саммите «большой восьмерки» в Канаде «имела последствия».
На сегодняшней пресс-конференции один журналист напомнил Хейгу, что во время войны России с Грузией 2008-го года Кэмерон заметил, что «российские армии не должны вторгаться на чужую территорию в то самое время, когда русские покупатели заходят в магазины Selfridges» (тогда же Кэмерон предложил исключить Россию из рядов «большой восьмерки»). Лавров пришел на помощь Хейгу, заметив, что в качестве премьер-министра Кэмерон ничего такого не говорил.
В начале следующего года уже Лавров поедет в Лондон по приглашению британского коллеги. Британские официальные лица заявили, что январский визит Хейга в Москву в качестве министра иностранных дел «теневого» кабинета проложил путь к установлению более конструктивных отношений между странами.
«[Русские] отреагировали на то, что мы открыли дверь. Но это не значит, что они начали распахивать окна», — сказал один из представителей британского государства.
Также министр иностранных дел подтвердил, что Великобритания не готова снять с России карательные меры, принятые после отравления Литвиненко полонием. В 2007-м году тогдашний министр иностранных дел Дэвид Милибэнд (David Miliband) прекратил всякое сотрудничество с Федеральной службой безопасности (наследницей КГБ) и наложил визовые ограничения на посещение Лондона кремлевскими чиновниками.
«По этому вопросу позиция Великобритании не изменилась», — сказал Хейг.
Во вторник, давая интервью Guardian, Луговой (бывший офицер ФСБ, а ныне — российский предприниматель) сказал, что никогда не поедет в Великобританию, чтобы предстать там перед судом. Он сказал, что Великобритании пора «забыть» про наступившую четыре года назад мучительную смерть Литвиненко и отказаться от попыток добиться его выдачи.
«Единственный суд, который я приму, — это российский», — сказал он.