Была когда-то страна, в которой существовал порядок. В ней не было безработицы, все было дешево, а нередко бесплатно. Слушалась хорошая музыка, смотрелись образовательные программы. Дети были вежливы, а девушки целомудренны. Неудивительно, что ее уважал весь мир.
С течением времени эта басня о жизни в Югославии становится все более популярной. Старшие поколения идеализируют свою молодость, а молодежь огорчена, ведь их предки имели то, в чем им теперь отказано. В результате - хроническое разочарование, поиск виновников и возвышение любой идеи, которая обещает возврат в потерянный рай.
Однако, этого рая никогда не существовало. Если бы ностальгирующие вернулись в те, якобы золотые деньки, они бы бежали оттуда стремглав. Вместо того, чтобы попасть в свою "бесплатную квартиру", оказались бы в бесконечной очереди на жилье. Непонятно, имелся бы у них автомобиль, который пришелся бы очень кстати, когда раз в несколько лет они собрались в какой-то из немногих ресторанов. В золотые времена, когда, по свидетельству привилегированных, люди якобы массово путешествовали, отдых за рубежом даже на ум не приходил подавляющему большинству. Те немногие из простых людей, кто когда-либо и пересекал границу, сделали это в рамках "шоппинг-тура" по Триесту и Клагенфурту.
Само понятие шоппинг-тура сегодня исчезает, но в то время это было одним из решений проблемы очень скромного выбора товаров в стране. Теннисные мячи, так же как и большинство импортной продукции, продавались в комиссионках и были вне досягаемости обычных людей. На самом деле, даже самые дешевые товары из-за рубежа, например, "Милка" или мыло "Люкс" считались роскошью. В начальной школе однокласница (ребенок богатых родителей) украла у меня цветные стержни для ручки, которые я получила в подарок (да, тогда дарили вещи типа стержней). Ни у кого из нас не было ручки, для которой бы подходили эти стержни. Тем не менее, в такой бедной стране как Югославия, даже бесполезные цветные стержни представляли собой ценность.
Доступ ко всем видам информации был весьма ограничен. Домашний телефон и цветной телевизор, по которому можно было смотреть один из двух государственных каналов, получили широкое распространение только в восьмидесятых. Музыка и журналы приобретались из-под прилавка и с огромным отставанием, научные журналы хранились в закрытых на ключ витринах, как в музее. С Ролан-Гаррос и Уимблдона транслировались только финальные матчи, и то очень нерегулярно. Газеты и журналы, телевидение и школьные уроки были полны откровенной пропаганды. Кому не нравится нынешнее промывание мозгов об успехах властей и светлом будущем, пусть представит то же самое, только в десять раз хуже, да еще и в бедной стране без выборов и оппозиции, в которой ведущие газеты не публикуют колонки о цензуре и десятки писем возмущенных читателей, как реакцию на почти каждый шаг власти.
Страна была больше и, благодаря военной репутации и историческим обстоятельствам, занимала лучшее международное положение. Но большая часть рассказов об успехе были самой обычной пропагандой. По сей день говорят о значительном экономическом росте, который, даже если поверить, что показатели роста изначально правдивые, в стране с контролируемыми ценами значит очень мало. О чем бы не говорили вымышленные цифры и плохая память, разница в уровне жизни в бывшей Югославии и странах Запада в то время была огромной, гораздо больше, чем сегодня. Пересечение границы было культурным шоком, к то время как сегодня разница едва видна.
Общество действительно было более статичным, и в этом смысле более предсказуемым и безопасным. С потерей государственной идеологии создался ценностный вакуум, а некогда единые суждения об обществе и мире были заменены противоречивыми видениями и огромным спектром мнений. Как и повсюду в мире, поток людей и информации привел к фрагментации и поляризации общества. Но это цена резко наставшей свободы убеждений и собраний, а не доказательство того, что истинной свободы не существует, потому что все средства массовой информации под давлением одного сапога.
Старое проклятие "чтоб тебе Бог дал, а потом отнял" подтверждает психологический тезис, что ощущение утраты или регресса приводит к гораздо большему унынию и апатии, чем препятствия и искушения. Я сама по сути «ностальгик» и на эмоциональном уровне понимаю тех, кто с грустью вспомнает былые и безвозвратные времена. Но меланхоличные ретроспекции типа «все так же, если не хуже», не только не соответствуют истине, но и убивают энтузиазм, который является условием любого улучшения.