Сегодня в Женеве представители Грузии, Абхазии и Южной Осетии возобновляют переговоры, которые до настоящего момента характеризовались лишь расхождениями позиций Тбилиси и сепаратистских республик, которые Россия признала в качестве независимых государств в августе 2008 года.
Переговоры проходят под эгидой ЕС, США, ОБСЕ и России в развитие соглашения, достигнутого при посредничестве президента Франции Николя Саркози после того, как 12 августа 2008 года ему удалось положить конец войне, начавшейся после нападения Грузии на столицу Южной Осетии г. Цхинвали.
Накануне очередного раунда женевских переговоров, тринадцатого по счёту, Саакашвили начал проводить в жизнь политику кавказского «единства», представленную им в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН. В соответствии с этой политикой, Северный Кавказ (входящий в состав России) и Южный Кавказ (на территории которого расположены Грузия, Армения, Азербайджан и три сепаратистские автономии, включая Нагорный Карабах) составляют единый организм (свободный, стабильный и объединённый), в котором Тбилиси отводится роль центра и образца для подражания.
«Нет ни Северного, ни Южного Кавказа, есть лишь один Кавказ, который принадлежит Европе и который однажды присоединится к европейской семье свободных народов, следуя по пути Грузии», заявил грузинский президент в Нью-Йорке. «Мы, кавказцы, в силу обоснованных или вымышленных угроз быть уничтоженными другими мощными странами или уничтожить самих себя, слишком часто надеялись на то, что соседние империи возьмут нас под свою защиту», отметил он.
Согласно Указу, подписанному в понедельник Саакашвили, начиная с 13 октября, гражданам России, проживающим в северокавказских республиках, не потребуется визы для поездок в Грузию, в отличие от их соотечественников, проживающих в других областях России, которым, как и раньше, нужно будет оформлять визу. Действие Указа распространяется лишь на территориально-административные единицы, где проживает коренное население (этнокультурные сообщества, в основном состоящие из мусульман, проживавшие на этих землях до их присоединения к России). Конкретно речь идёт о Дагестане, Чечне, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Адыгее. При этом безвизовый режим не охватывает жителей ни Краснодарского, ни Ставропольского краёв, также относящихся к Кавказу и насёлённых преимущественно русскими. Адыгея, на которую распространяется безвизовый режим, расположена на территории Краснодарского края и административно ему подчиняется. Население Адыгеи составляют потомки черкесов.
Конфликтный район
Инициатива Саакашвили позволяет жителям вышеупомянутых республик находиться на территории Грузии в течение 90 дней. Указ президента Грузии вызвал болезненную реакцию российских властей. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал данную меру «пропагандистской». Российское правительство приняло специальную стратегию по развитию Северного Кавказа до 2025 года. Это конфликтный и самый отсталый регион России, где постоянно совершаются террористические акты. На Кавказе самые высокие в России показатели смертности и рождаемости (прежде всего в областях с компактным мусульманским населением), самый высокий уровень безработицы (более 50%) и самая большая доля сельского населения (60%). Как явствует из указанного документа, количество русских на Кавказе сократилось после 90-х годов, и правительство намерено увеличить процент русских, проживающих в этом регионе.
Инициатива Грузии может создать препятствия для проведения Зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. Тбилиси всячески поддерживает зародившееся в Адыгее движение, призывающее квалифицировать как геноцид судьбу черкесов (один из коренных народов Кавказа), вынужденных покинуть свои земли после завоевания Кавказа Россией в 1864 году.
До войны 2008 года Москва выказывала особое расположение к жителям Абхазии и Южной Осетии, которые могли находиться на территории России без визы, в то время как все остальные жители Грузии должны были оформлять этот документ. После войны Россия разместила свои военные базы в Южной Осетии и Абхазии. Грузия, считающая Россию «оккупантом», отказывается рассматривать эти автономии в качестве субъектов международного права и равноправных собеседников. Южная Осетия и Абхазия были признаны Никарагуа, Венесуэлой и Науру, однако их не признало ни одно из постсоветских государств, даже белорусский лидер Александр Лукашенко, хотя он и обещал это в присутствии свидетелей, как утверждает российский президент Дмитрий А. Медведев.
В сентябре Генеральная Ассамблея ООН приняла вот уже третий год подряд резолюцию о возвращении беженцев и вынужденных переселенцев, покинувших Абхазию и Южную Осетию в результате вооружённых конфликтов, которые полыхали на этой земле. Саакашвили уверяет, что количество вынужденных переселенцев составляет порядка 500 000 человек, однако Абхазия и Южная Осетия ставят под сомнение приводимую цифру. Вячеслав Чирикба, глава абхазской делегации на переговорах в Женеве, утверждает, что 50 000 человек вернулись в Гальский район Абхазии и просит, чтобы Верховный комиссариат ООН по делам беженцев проверил данные цифры. Со своей стороны, глава делегации Южной Осетии Борис Чочиев считает, что нельзя считать беженцами грузин, проживающих в Ленингорском районе (Ахалгорском – по-грузински), занятом осетинами в августе 2008 года. Эти грузины, как утверждает глава югоосетинской делегации, свободно пересекают границу между Грузией и Южной Осетией, имеют жилье в обеих странах и пользуются льготами для перемещённых лиц, которые предоставляет Грузия благодаря международной помощи. Согласно Чочиеву, «от 18 до 20 тысяч человек ежемесячно пересекают границу в Ленингори».
Представители Южной Осетии и Абхазии в Женеве хотят добиться того, чтобы Грузия приняла на себя юридические обязательства по неприменению силы. Однако Грузия готова рассматривать возможность подписания подобного документа лишь в отношении России, а не сепаратистов.