Они все здесь: четыре картины российского художника Авдея Тер-Оганьяна, некоторое время назад запрещенные Москвой к вывозу, поскольку одна из них призывала к свержению Владимира Путина, находятся Лувре в рамках выставки российского современного искусства.
Возмутитель общественного спокойствия также присутствовал в среду по случаю вернисажа, приуроченного к выставке «Контрапункт: современное русское искусство», которая открывается для публики в четверг в рамках года Франции в России и России во Франции. Скандальная деталь: едва прилетев из Праги, где он живет в эмиграции, Авдей Тер-Оганьян объяснил AFP, что приехал, чтобы «потребовать снять картины». Несколькими днями ранее после переговоров с Лувром Москва разрешила отправить его произведения во Францию.
«Мой отказ – художественная акция, чтобы привлечь внимание общественности к судьбе Олега Мавромати (еще одного художника, скрывающегося в Болгарии)», - горячо объясняет 48-летний Тер-Оганьян. Олег Мавромати покинул Россию в 2000 году после перформанса, в ходе которого воспроизвел распятие Христа. Недавно он не смог продлить срок действия паспорта в российском консульстве в Софии. Он боится, что его экстрадируют в Россию. Тер-Оганьяну самому угрожает уголовное преследование за то, что он на публике искромсал репродукции православных икон в 1998 году. С тех пор он скрывается в Праге.
Современное искусство часто подвергается нападкам со стороны ультраправославных кругов. Требование художника снять картины с показа – прежде всего символический жест. Четыре картины ранее уже выставлялись в галерее Марата Гельмана в Москве, он же и дал зеленый свет на парижскую экспозицию.
Произведения, следовательно, должны оставаться в Лувре до 31 января, окончания выставки. Внимание СМИ к запрету российских властей на вывоз картин Тер-Оганьяна привлек в конце сентября сам Марат Гельман. Картины запретили отправлять во Францию, потому что они могли быть поняты как «призыв к совершению государственного переворота», говорит заместитель министра культуры Андрей Бусыгин.
Трафаретная печать, названная «Радикальный абстракционизм, №8», представляет собой черный прямоугольник на красном фоне с небольшим белым кругом. Надпись под композицией гласит: «Это произведение призывает к посягательству на жизнь государственного деятеля В.В. Путина в целях прекращения его государственной и политической деятельности». «Художник хотел предложить собственную интерпретацию геометрических абстракций советских конструктивистов», - объясняет куратор выставки Лувра Мари-Лора Бернадак, главный хранитель Лувра, занимающаяся современным искусством.
Каждое изображение Тер-Оганьян снабдил текстом на русском языке, каждый из которого призывает к совершению преступлений, подпадающих под российский уголовный кодекс (государственный переворот, разжигание религиозной розни и так далее). Подписи переведены на французский язык. «Эти произведения формализуют мой конфликт с Россией и показывают, как юридические вопросы при поддержке сил националистического и религиозного толка», - объясняет Тер-Оганьян.
Со своей стороны, глава государственного центра современного искусства Михаил Миндлин, являющийся одним из организаторов выставки в Лувре, уверил AFP, что со стороны российского министерства культуры не было «цензуры». «Просто галерист захотел раздуть скандал», - заявил он. Миндлин признал, что современное искусство не всегда хорошо воспринимается российской публикой. «Одна из наших задач – заставить лучше его принять», - говорит он.