Одной из насущных проблем латвийской жизни является демографическая ситуация, причём вопрос уже перешёл из области пафоса в область трезвого расчёта. Вместо разговоров о вымирании нации и об утрате национальной идентичности - разговоры о скорой нехватке трудоспособного населения.
С тех пор, как Р. Карните обнародовала простые и неотразимые соображения, идея об "импорте рабочей силы" к настоящему времени успела утратить скандальность и экзотичность. Вопрос постепенно переходит в стадию практического обсуждения. Одни, с цифрами в руках, популярно объясняют, сколько понадобится "мигрантов" и через сколько лет. Другие обсуждают сравнительные качества "мигрантов" из разных частей света. Третьи просто иронизируют или злорадствуют: мол, не хотели "русских" - получат арабов.
Между тем все рассуждения о грядущих "мигрантах" обладают одной общей чертой - абстрактностью. Все дискуссии касаются проблемы в такой, приблизительно, манере: хотим мы или не хотим "мигрантов" и если хотим, то из какой страны. Это очень латвийский подход. В Латвии привыкли делать неконкретные высказывания и отделываться общими фразами. Как у нас обычно поступали при появлении какой-нибудь насущной проблемы? У нас разрабатывали "концепцию" и на этом считали задачу выполненной.
Так было, например, с туризмом, когда с гордостью и даже с некоторым вызовом объявили сами себе, что Латвия будет развивать туризм и зарабатывать на туризме. И, произнеся, это заклинание, совершенно успокоились. Но туристы не спешили наводнить Латвию, а когда они всё-таки стали прибывать, Латвия оказалась к этому неподготовленной. Выяснилось, например, что в Риге не хватает общественных туалетов (это плоды "хуторского мышления": в любом городе местным жителям общественные туалеты не очень ведь нужны). То же самое относится к "мигрантам". Если мы торжественно объявим сами себе: "Да, мы за иммграцию!", это ещё не значит, что "мигранты" приедут. Сколько ни говори "халва", во рту слаще не станет.
Подойдём к делу с практической стороны. Надо не только знать, при каких условиях трудовая миграция делается желательной, надо ещё ясно видеть, при каких условиях она делается неизбежной. Мало посмотреть на вопрос с точки зрения латвийца, озабоченного "демографией", надо посмотреть на вопрос с точки зрения предполагаемого "мигранта".
Гастарбайтеры прибывают в Западную Европу не оттого, что там "демография", а оттого, что там есть подходящие рабочие места. Что Латвия может предложить "мигрантам"? Что необходимо сделать, чтобы привлечь их? Так и только так надо ставить вопрос.
Посмотрим, что из себя представляет трудовая миграция и кто такие гастарбайтеры. Сегодня многие латвийцы знают об этом по собственному опыту. Гастарбайтеры везде состоят из двух неравных по размеру групп, а именно: 1) из работников высокой квалификации, которых немного, 2) из работников, выполняющих неквалифицированную или низкоквалифицированную работу - этих большинство.
Эта вторая группа, составляющая большинство, занимает на рынке труда специфическую сферу; низкоквалифицированные гастарбайтеры предъявляют свои особые требования к рабочему месту, а хозяева предприятий тоже предъявляют особые требования к гастарбайтерам.
Не зная зачастую местного языка и местной жизни, гастарбайтеры стремятся попасть на самую простую работу, требующую наименьших познаний и умственных усилий. Например, индусы, работающие на фабриках Англии, часто даже не знают грамоты, не умеют ни читать, ни писать. И у работодателей уже всё к этому готово. Трудовой процесс разделён на простейшие однообразные операции, все "вспомогательно-подготовительные работы" выполняет кто-то другой (иногда даже на другом предприятии). Если возникают проблемы, то их решает не работник, а поставленное в известность начальство. Организация труда такая, что работник волей-неволей должен в рабочее время целиком посвятить себя работе. Но от него не требуется чудес изобретательности или геройских рекордов. Индивидуальность устранена, незаменимых нет. Тупое усердие - вот суть тамошних требований к работнику. Самый характерный пример такой работы - конвейер. Недалеко от производства ушла и сфера обслуживания. Согласитесь, горничные и посудомойки ближе к "конвейеру", чем к работе юриста или хирурга. Таковы рабочие места, на которых концентрируется большинство гастарбайтеров в Западной Европе.
Может ли Латвия предложить такие условия работы? Нет, не может. Подавляющее большинство производственных предприятий с латвийским капиталом имеют другую организацию производства (унаследованную от СССР). На производственных предприятиях с латвийским капиталом организация труда не настолько дотошная. Чтобы работать на латвийском предприятии, рабочему требуется энергичность, инициативность, изобретательность, ловкость, изворотливость, предварительные знания и умения. Рабочий в таких условиях - "творец". Он должен сам суметь организовать свою работу. Характерная деталь: на индустриальных предприятиях с латвийским капиталом система оплаты сдельная (словно рабочий - лицо "свободной профессии", получающее "гонорар"). На предприятиях же с западным капиталом система оплаты - повременная.
Короче говоря, в латвийских условиях могли бы работать не столько китайцы, предложенные одним националистом, сколько выходцы из бывшего СССР. Если в Латвию начнут прибывать китайские, арабские и африканские гастарбайтеры, они могут и не найти себе места в латвийских предприятиях. В таком случае их удел - работа внутри своей "диаспоры". Это приводит к образованию гетто, не поддающихся интеграции.
Таким образом путь предполагаемых гастарбайтеров в Латвию будет нелёгким, а нехватка "мигрантов" может оказаться для латвийского правительства опаснее, чем пугало "неконтролируемой миграции".