В России любят юбилеи едва ли не больше всего на свете. Любой повод вспомнить о богатой истории российской культуры заставляет россиян проводить фестивали и форумы, организовывать концерты, снимать фильмы.
В 2010 году, когда исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Чехова, президент Дмитрий Медведев прилетел в маленький южный город, в котором родился драматург, чтобы возложить букет белых роз. Столетняя годовщина смерти погибшего в 1837 году поэта Александра Пушкина также отмечалась по всей стране. В честь него даже назвали город.
Почему же тогда в России сейчас молчат о Льве Толстом, которого многие считают одним из самых великих писателей в мировой истории?
20 ноября исполнится 100 лет со дня трагической смерти Толстого. Добившись мировой славы и признания благодаря романам «Война и мир» и «Анна Каренина» Толстой позднее обратился к духовным исканиям, которые привели к его отлучению от Русской православной церкви. В 1910 году, в возрасте 82 лет, он оставил семью и свое имение в подмосковной Ясной поляне, и через несколько дней умер от пневмонии на железнодорожной станции неподалеку.
Подобный драматичный конец очень подходил романисту, исследовавшему с поэтическим реализмом самые волнующие вещи в жизни: семью, войну и любовь.
По крайней мере, таким его помнят на Западе. В России же творчество Толстого всегда и повсеместно связывают с его философскими трудами, проповедовавшими принципы ненасилия, простой жизни и братской любви.
В этом, возможно, и заключается проблема.
«Лев Николаевич ставил очень неудобные вопросы, - считает праправнучка писателя Фекла Толстая. – Проблемы, о которых он писал — милитаризм и пацифизм, правосудие, религия, Кавказ. Ни одна из них до сих пор не решена».
«Он - очень неудобный автор для нынешних властей», - говорит она.
Именно поэтому, на государственном уровне годовщина практически игнорируется.
«Мы не получали распоряжений о подготовке к годовщине», - заявила отказавшаяся представиться женщина, которая ответила на наш звонок в комиссию по юбилеям Министерства культуры. Между тем, когда речь идет о годовщинах, связанных с другими великими российскими писателями, менее известными на Западе, но почитаемыми здесь, подготовка и организационные мероприятия обычно начинаются за несколько лет. По ее словам, в частности, распоряжение начать готовиться к 150-летию со дня рождения Чехова было получено уже в 2007 году.
«Правительство, которое обычно крайне активно отмечает юбилейные даты, похоже, решило сдать Толстого в архив», - говорит 22-летняя Екатерина Толстая, представительница обширного клана Толстых.
«Его, конечно, почитают, но его нельзя использовать и взгляды у него неправильные, - говорит она. – У них с нынешним правительством очень разные ценности».
При этом другие прославленные писатели, включая Чехова и великого сатирика Николая Гоголя, также критиковали проблемы, по-прежнему остающиеся актуальными для страны – чиновничью коррупцию, массовое пристрастие к водке, отношение к заключенным.
Решение правительства игнорировать столетие смерти Толстого удивляет даже самых ярых сторонников режима. Впрочем, они предпочитают объяснять это тем, что праздновать лучше дни рождения, а не дни смерти.
«На экраны не вышло ни одной телевизионной программы в его честь, но это не значит, что мы его не ценим», - говорит ректор Института имени Толстого Марина Тихонычева. По ее словам все 10-классники в России в обязательном порядке читают «Войну и мир». (Позднее она отметила, что российский телеканал «Культура» недавно показал знаменитый фильм по «Войне и миру», правда в связи не с толстовской годовщиной, а с 90-летием со дня рождения режиссера и актера Сергея Бондарчука.)
Многие считают пренебрежение Толстым преднамеренным и полагают, что оно связано с его отношениями с православной церковью, которая отлучила его в 1901 году, ссылаясь на то, что он отрицал Иисуса Христа и его церковь.
«Позиция церкви в отношении Толстого не изменилась, - утверждает источник в церковном комитете по культуре. – Толстой был настроен против христианства. Он отлучен и поэтому не представляет для церкви интереса».
Семья Толстого неоднократно обращалась к Церкви с просьбами пересмотреть вопрос об отлучении. Однако церковь сделать это категорически отказывается.
«Отлучение можно снять только в том случае, если отлученный покается. После смерти человека это сделать нельзя», - говорит церковный источник.
«Церковь оказывает давление на культуру, но не до такой степени», - утверждает религиовед Борис Фаликов, доцент Российского государственного гуманитарного университета.
Впрочем, некоторые потомки Толстого с ним не согласны. «Правительство дружит с церковью, как в дореволюционные времена, и серьезно давит на страну в этом отношении», - считает Фекла Толстая. В советские времена, напротив, нелюбовь к организованной религии и симпатии к крестьянству сделали Толстого героем коммунистического режима (Ленин даже опубликовал статью под заголовком: «Толстой как зеркало русской революции»).
«Сейчас в ходу другой подход, - полагает Фекла Толстая. – Толстой неудобен и не нужен»
Возможно, она права в отношении российского правительства и его могущественной церкви, но на Западе все иначе. К столетию со дня смерти Толстого выходят новые переводы его романов. Фильм «Последнее воскресение» («The Last Station») посвященный его последним дням, был с восторгом принят критикой, а сыгравшие в нем главные роли Хелен Мирен (Helen Mirren) и Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) были номинированы на «Оскар». Вышли также новые биографии жены Толстого Софьи и издание ее писем.
В самой России памятные мероприятия организует музей-усадьба Толстого, вместе с рядом московских музеев и институтов. 20 ноября на провинциальной железнодорожной станции Останкино (так в тексте, - прим. перев.), на которой писатель встретил смерть, откроется небольшой музей.
«Толстой по-прежнему актуален, - говорит праправнучка писателя. – Спросим себя, что сделали люди в России за те 100 лет, что его нет с нами? Смогли ли мы найти ответы на его вопросы? И ответим – нет, не смогли ».