В пятницу парламент Грузии одобрил новую конституцию, которая, как считают критики, дает президенту Михаилу Саакашвили возможность по примеру своего злейшего врага Владимира Путина сохранить власть, уйдя по истечении президентского срока на пост премьер-министра.
Власть грузинского президента будет ограничена, а полномочия премьер-министра расширятся. Особенно важно то, что президент лишится право распускать правительство, в то время как премьер-министр теперь будет возглавлять исполнительную власть. Он сможет назначить министров и определять повседневную политику правительства.
С тех пор как г-н Саакашвили пришел к власти в 2004 году, он назначил уже шесть премьер-министров.
Изменения будут вводиться постепенно и окончательно вступят в силу в 2013 году, когда закончится второй и последний президентский срок г-на Саакашвили.
Некоторые из законодателей, проголосовавших за новую конституцию 112 голосами против 5, говорят, что она сделает Грузию более демократической, более справедливо перераспределив полномочия. Они также полагают, что это прервет череду уличных протестов и переворотов, от которых страна страдала с тех пор, как в 1991 году получила независимость от Советского Союза.
«За последние 20 лет Грузией правили три президента, и при каждом были политические волнения, потому что в нашей системе президент – это центр тяжести, - утверждает спикер грузинского парламента Давид Бакрадзе, близкий союзник г-на Саакашвили. – Эти изменения означают, что никто – ни один человек и ни одна структура – больше не сможет принимать решения без согласия других людей и структур. Это – ключ к стабильности».
Партия г-на Саакашвили, Единое национальное движение, контролирует парламент. Изрядная часть грузинской оппозиции парламент бойкотировала, и , соответственно, в пятницу не голосовала.
«Мы считаем, что они специально подгоняют реформу под Саакашвили», - говорит лидер оппозиционной партии «Наша Грузия – свободные демократы» Ираклий Аласания, добавляя, что новая конституция не предусматривает достаточно большой роли для парламента. «У нас есть серьезные основания полагать, что Саакашвили намерен путинизироваться и остаться в качестве премьер-министра».
Спикер парламента г-н Бакрадзе отметил, в свою очередь: «Планы президента обсуждать пока рано, но он никогда не заявлял, что в 2013 году собирается претендовать на должность премьер-министра».
Молодой и пылкий г-н Саакашвили сверг президента Эдуарда Шеварднадзе в 2003 году в ходе бескровной «Революции роз». Тогда десятки тысяч человек вышли на улицы, чтобы поддержать его концепцию демократической Грузии, входящей в Европейский Союз и Организацию Североатлантического договора.
Г-н Шеварднадзе сменил Звиада Гамсахурдия в 1992 году в результате переворота.
Придя к власти, г-н Саакашвили уже через год внес изменения в конституцию, укрепив полномочия президента. Он был любимчиком Джорджа Буша, стремившегося установить на постсоветском пространстве прозападные режимы, однако его модель, которая должна была служить образцом демократии для региона, оказалась скомпрометирована. В 2007 году г-н Саакашвили навлек на себя критику в стране и за рубежом, когда его силы безопасности начали разгонять демонстрации с помощью резиновых пуль и слезоточивого газа. После этого он провел досрочные президентские выборы, на которых одержал победу.
В Грузии пост президента запрещено занимать дольше двух сроков подряд. Это означает, что в следующих президентских выборах г-н Саакашвили, которому к тому моменту будет 46 лет, участвовать не сможет.
Г-н Путин, пробыв президентом максимальные два срока, в мае 2008 года стал премьер-министром России и быстро превратил этот пост из сравнительно второстепенного в нечто намного более значимое.
В августе 2008 года между Россией и Грузией вспыхнула короткая война, в результате которой репутация г-на Саакашвили дополнительно пострадала, так как его страна лишилась контроля над мятежными Абхазией и Южной Осетией. Из-за последствий войны 26 тысяч человек до сих пор не могут вернуться в свои дома.
Считается, что г-н Путин и г-н Саакашвили испытывают друг к другу глубоко личную антипатию.