Недавно министр образования и науки Тынис Лукас в Нарве снова заявил, что "распространяемая в обществе журналистом и политиком Димитрием Кленским информация о сворачивании русской основной школы (девятилетки) является провокационной и не соответствует действительности".
Надо отдать должное министру, который на этот раз уже не говорил о том, что Совет, созданный открытой конференцией "Русская школа Эстонии", это провокация, инспирированная из-за рубежа. Видно, подействовало мое недавнее открытое обращение к общественности и Полиции безопасности, которая, увы, как следует из полученного мною ответа, не увидела в словах министра разжигания межнациональной розни. Досадно. Жаль не жаль, но также реагировали власти в 2006 году на защиту Тынисмяги от государственного вандализма. Снова — отказ от диалога!
По поводу заявления Тыниса Лукаса в Нарве заявляю, что министр высасывает из пальца некую провокацию из обыкновенной гражданской инициативы.
Это можно объяснить и плохим знанием русского языка. Министр и его чиновники не понимают, что слово школа имеет и расширительное толкование (образование — начальная школа, средняя школа, высшая школа). То есть, когда я и другие, избранные в Совет русской школы Эстонии активисты, говорят об уничтожении или эстонизации русской школы, то речь идет не об основной школе, как ступени среднего образования.
Но министр лукавит — вполне можно говорить и о медленном уничтожении и основной школы с русским языком, а также и детсадов. В сентябре эстоноязычные СМИ пестрели заголовками "Лукас: мы будем последовательны и целеустремленны — эстонизация русской школы неизбежна" (Lukas: Eesti riik on järjekindel ja jätkab vene kooli eestistamist). Не рассуждая о том, правильно это или нет, неизбежно или нет, законно спросить: это заявление разве не говорит о намерении уничтожить русское образование в Эстонии?
Что касается основной школы (девятилетки), то министр не может не знать, что с 1 сентября в новой редакции в Законе ЭР "Об основной школе и гимназии" черным по белому написано: в основной школе "язык обучения — эстонский". Это в пункте 2 статьи 21. Да, формально сегодня фактически существуют еще "девятилетки" с русским языком обучения, но с 1 сентября это — нарушение указанной статьи закона. Более того, в "девятилетке" с русским языком обучения уже каждый седьмой учащийся обучается по программе как раннего, так и позднего языкового погружения — на эстонском языке.
Это — не эстонизация? Наконец, за каждое дополнительное обучение на эстонском языке школьных предметов министерство образования и науки оказывает школе материальную поддержку в размере 70 тысяч крон, но не более полумиллиона крон одной школе. Такая государственная "взятка" ведет к форсированию и без того порочной практики перевода гимназий с русским языком обучения на эстонский язык. Это — снижение качества образования в силу неполного усвоения учениками самих знаний.
Так чем объяснить ложь и клевету министра Лукаса? Не только тем, что такое в нашем обществе не зазорно, когда говорят о "русских". Но главное, что утаивает министр и придворная пресса, это возможность родителей воспользоваться правом, данным тем же Законом ЭР "Об основной школе и гимназии" (статья 21, пункты 2 и 3), ходатайствовать об обучении на любом языке, выбранном попечительским советом.
В данном случае — на русском языке! И то, что я озвучиваю это право, бесит министра Лукаса, СМИ и наших политиков-националистов всех парламентских партий.
Поскольку против собственного закона сегодня открыто не пойдешь, в ход пускается последний аргумент: ложь и клевета. Вот это — самая настоящая провокация!