Год назад, как вы помните, о лауреате Нобелевской премии мира трубили во всех новостях, пресса осыпала его похвалами, и весь мир был полон восторженных откликов: апогей «обамании». Сегодня же узник совести со времен Тяньаньмэня (1989 год) Лю Сяобо, на которого в этом году пал выбор норвежской академии, не удостоился и сотой доли того внимания со стороны политиков.
Барак Обама оказался единственным главой государства, который расщедрился на поздравление, в то время как все остальные его коллеги-президенты словно проглотили языки. Получается, что вторая экономическая держава мира превратила европейских лидеров в малодушных молчунов?
Дело не только в этом. Негласное соучастие окружает китайские застенки стеной нашего молчания. Разработанная в Пекине лицемерная модель модернистского деспотизма таит в себе немалую притягательность.
Новые заблуждения приходят на смену старым. После падения берлинской стены и распада Советской империи всеобщая демократия, как всем казалось, должна была автоматически стать неизбежной спутницей глобализации и модернизации. Нам оставалось лишь сидеть сложа руки и ждать, когда часы истории пробьют момент неотвратимого триумфа свободы.
Ничто просто не могло пойти не так. Когда же происходит нечто совершенно непредвиденное, то есть финансовый кризис планетарного масштаба, все теряют голову, а китайская модель производит настоящий фурор: безудержный экономический либерализм плюс авторитарный политический контроль над обществом – вот отличный способ вырваться из трясины! И да пребудет с нами Конфуций!
Расположенный у врат Поднебесной центральный комитет китайской компартии воплощает в себе апофеоз возврата к «фундаментальным ценностям», который проповедует в Старом свете каждый, кто отчаянно стремится к трону. Идея спокойного и победоносного Китая, который добился всего благодаря приверженности традициям, вскружила голову многим политикам.
Нет ничего нового под солнцем идеологии. Еще очень давно братья-миссионеры уже описывали поднебесную империю, мирное и мудрое государство под неусыпным надзором интеллектуальной и образованной правящей элиты (чиновники как-никак сдавали экзамен). Их красочные рассказы рисовали ни больше ни меньше идеал «просвещенного деспотизма», который так тронул сердца Вольтера и Фридриха II, Мари-Терезы, Дидро и Екатерины II. На самом же деле это скопище бюрократических крабов с засильем не имеющих политической воли людей вело империю от одной катастрофе к другой.
Бурно развивающаяся коррупция, острые кровопролитные конфликты – часть священных традиций. Мао ничего не изобрел сам. Сегодня китайские правители утешаются политическими и финансовыми скандалами, которые возникают за пределами Китая, и не теряют надежды, что мы сгинем раньше них.
Правители Китая все время начеку. Они не доверяют не только своим соседям или Западу, но в особенности – своим согражданам, которые, будучи лишенными элементарных свобод, иногда бунтуют с редкой силы жестокостью.
Императоры прошлых времен, вчерашние маоисты или «современные» коммунисты подпадали и все еще подпадают под очарование образа осажденной крепости, как и под фантазм абсолютного контроля умов.
Но, однако же, тридцать лет открытости и ускоренной глобализации обогатили, но беспокоят Большого брата. Подобная мутация не остается сугубо экономической, она начинает проявляться в социальной (забастовки рабочих, протестные движения в провинциях) и интеллектуальной сферах: участники движения «Хартия 08», вдохновленные «Главой 77» Вацлава Гавела и соратников, отказываются «жить во лжи», оставляют за собой право остро реагировать на «преступление слов», «подрыв государственных устоев».
История учит, что экономического чуда, каким бы впечатляющим они ни было, недостаточно. На исходе XX века «экономическое чудо» именовалось Германией и Японией: две империи, которые не сделали счастливыми ни собственное население, ни остальной мир.
Чтобы обуздать демонов нетерпимости, ксенофобские погромы, иллюзию всемогущества и войну как результат, необходимо смело мыслить. Лю Сяобо это делать умеет. Триста известных интеллектуалов, десять тысяч интернет-пользователей, которые поставили вместе с ним под «Хартией 08» собственные имена, рискуя жизнью и свободой, являют собой основу альтернативной власти. Песчинки, которые засоряют тоталитарную машину, как говорил Александр Солженицын, диссиденты упорно стремятся умерить бред, который сидит в каждом из нас, скромном или могущественном, с Запада или Востока.
К черту близорукий реализм, бесполезно млеть перед моделью китайского управления. Даже будучи услужливо переименованным «просвещенным деспотизмом», отсутствие демократии делает беззащитным перед техническими и интеллектуальными отклонениями. Лучшим подарком, предложенным Китаю и тем самым всему миру, является премия, присужденная сидящему за решеткой Лю Сяобо. С надеждой, как и в случае Александра Солженицына, Леха Валенсы, Дезмонда Туту, Андрея Сахарова и Нельсона Манделы, что мало-помалу свободы станет больше.
Континент, на котором живут 300 миллионов жителей, не может слишком долго обходиться без права спорить, обсуждать или высказаться, если только не станет рабом чудовищных слухов и диких неистовств. Гробовое молчание европейских лидеров поражает.